Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых
Молитва Давиду
Содержание: Псалом этот поется от лица человека, совершенного по Богу.
Услыши, Господи, правду мою. Слова эти исполнены великой уверенности. Упоминает же здесь Псалмопевец о правде не в похвалу себе, и не потому что выдает себя за праведника, но как бы так говорит: поелику справедливо прошу Твоей помощи, и желаю избавиться от того, что терплю несправедливо, без причины гонимый Саулом, то услыши и исполни мое прошение. Внуши молитву мою не во устнах льстивых, потому что Бог внемлет молитве не льстивых уст, но языка чистого и привыкшего поучаться в словесах Божиих.
Толкование на псалмы.
Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых
«Молитва Давиду». Гонимый Саулом, терпя всякаго рода козни, Давид призывает на помощь Бога всяческих.
«Услыши Господи правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою, не во устнах льстивых». И здесь опять называет правдою не совершенную добродетель, но справедливое прошение. Другие переводчики не присовокупили местоимения: «мою»; Симмах же и Феодотион Бога наименовали Господом правды, а Акила сказал так: услыши Господи праведнаго, вместо: правдиво и не равнодушно. Слова: «не во устнах льстивых» Симмах выразил так: не устами льстивыми, то есть, устами чистыми приношу моление, не иное держу в мыслях, а иное изрекаю, но язык согласен у меня с сердцем.
Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых
Молитва Давиду
Настоящий псалом св. Давид написал в то время, как терпел он гонение со стороны Саула и когда испытывал разного рода неправду; в нем пророк умоляет Бога быть своим защитником. Впрочем, псалом этот приличествует и вообще всякому праведнику, неправедно угнетаемому от кого либо.
Услыши, Господи, правду мою
Услыши, говорит, Господи, взывающее к Тебе мое душевное расположение к правде, которое взывает к Тебе, не словами но самыми делами. Так, имея полную возможность лишить жизни враждовавшего против меня Саула, я однако же пощадил его жизнь; так как он Тобою, Боже, поставлен в царя. Мало того, я не осмелился ни разу оскорбить его даже словом, потому что он есть глава целого народа, и его должно щадить во всем. Или же быть может пророк называет здесь правдою как бы некоторое свое право, опираясь на которое он желает быть судимым и которое вследствие этого самого полагает в основание своего судебного процесса. И если мы станем понимать правду таким образом, то пророк не покажется нам как будто тщеславящимся (что может иметь место при первом понимании), но для него представляется особенное основание взывать к Богу таким образом.
Вонми (внемли) молению моему
Под молением должно разуметь самый вид и положение, какие имел молящийся. Он весь проникнут унынием, сокрушением и смирением, и заслуживает полного сострадания. Один вид его уже способен расположить к нему милосердие Божие.
Внуши (выслушай) молитву мою не во устнах (лживых) льстивых
Или иначе, с перестановкою слов: не во устах льстивых внуши молитву мою.
Здесь риторическая фигура, и смысл этого места есть следующий: прими, говорит, молитву мою, не из льстивых уст к Тебе исходящую, или возносимую. Уста мои действительно чисты от всякой лжи, и я не помню ни одного случая, когда бы сказал я что-нибудь льстивое и ложное Саулу; напротив, я открыто исповедал свою любовь к нему и сохраняю это свое исповедание чистым даже доселе, хотя сам он и нарушил мои с ним договоры и даже взводил клеветы на меня. Итак, три предмета представляет пророк в защиту себя. Это, во-первых, правду или праведность свою, потом —внешнее выражение молитвы, и наконец —самую молитву, исходящую не из уст льстивых,—все это для того, чтобы тем скорее подвигнуть Бога на помощь себе против врагов своих.
Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых.
НАДПИСАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ
Сей псалом, как и самое надписание показывает, содержит молитву праведнаго Давида, неправедно гонение претерпевающаго, еюже молится к Богу о избавлении своем от врагов, паче же от Саула. Ругается временному их счастию и суетным забавам: себя же в несчастии своем утешает надеждою будущия жизни. В молитве употребляет четыре довода для испрошения помощи против врагов, из коих первый берет от невинности своея, вторый от правосудия Божия, третий от милости Божией, четвертый от лютости врагов.
В начале просит, дабы Господь услышал правду, то есть, справедливость дела его: ибо пред лицем праведнаго Судии больше вопиет правда, нежели лице просящаго. Потом присовокупляет, дабы Господь внял прошению и молитве его: понеже Бог не точию правду, но и праведных любит, и якоже святый Апостол Иаков глаголет: много может молитва праведнаго (Иак. 5:16). Наконец совокупляя обоя, сиречь, и правду и моление, глаголет: внуши молитву мою не во устнах льстивых, сиречь, не на льсти, но на правде основанную. Вкратце же глаголет: да подвижит тебе, Господи, правда, да подвижит прошение, да подвижит молитва праведнаго.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых
Псалом этот составляет молитву Давида, произнесенную им во времена Саулова гонения. Псалмопевец молится, чтобы Бог услышал его правду, т.е. его самого, как представителя правого дела; молитва его, замечает он, произносится не льстивыми и коварными устами, каковы уста его врагов.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых
По надписанию в евр. и славянской Библиях этот псалом принадлежит Давиду и представляет в своем содержании молитву к Богу об избавлении от испытываемых им бедствий. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает как исповедание Давидом своей невинности пред Богом (1, 2, 3, 4, 7), так и указание на нечестие (9, 13) и ярость врагов, стремившихся лишить его жизни (9, 11, 12) и своими преследованиями Давида противящихся Божественному о нем определению (4, 13).
Услышь, Господи, мою молитву о помощи и спаси меня, праведного и в мыслях и в делах
«Правду мою» - мою справедливость, мою невинность пред Тобою и людьми в переживаемых бедствиях. Моя молитва «из уст нелживых», - она искренняя, нет в ней лжи и преувеличений.
Молитва Давиду. Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых
Псалом сей, как показывает и надписание его – Молитва Давиду, т.е. молитва, внушенная Давиду Духом Святым, – содержит в себе жалобу человека, гонимого врагами и оттого находящегося в сильной скорби и молящегося об избавлении от врагов. Некоторые из древних церковных толкователей (блж. Иероним, Августин) видят в псалме этом моление Иисуса Христа и Его Святой Церкви о помощи среди гонений; по такому характеру псалма сего, он, без сомнения, и внесен в состав церковного богослужения, мы слышим его первым из трех псалмов на 3-м часе, ежедневно читаемом перед литургией. Гонимый врагами, в особенности же преследуемый от Саула, терпя всякого рода козни, Давид призывает на помощь правосудного и всесильного Бога, и свою молитву к Нему начинает так:
Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых
Под именем правды, по мнению толковников, пророк разумеет здесь не праведность свою, или добродетель, а справедливость дела, о котором просит. Ты, Господи, видишь, как бы так говорит он, за какую вину враг мой преследует меня; Тебе видно, на чьей стороне правда; а потому обрати внимание на мое справедливое прошение и выслушай молитву мою, которую приношу Тебе из уст правдивых, не ложных, не во устнах льстивых.
Объяснение священной книги псалмов.