от конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси
См. Толкование на Пс. 60:2
Ст. 3-4 От конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси, яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия
«От конец земли к Тебе воззвах». Поелику Вавилон отстоял от Палестины на много переходов; то отведенные в плен будучи принуждены жить в вавилонской земле, представляли, что живут на краю вселенной.
«Внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси». Умоляю же Тебя о том, чтобы от Тебя иметь мне утешение; потому что, болезнуя и оплакивая отяготевшия на мне бедствия, пользовался я Твоею помощию и преодолевал врагов.
«Наставил мя еси». «Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия». Понадеявшись иметь часть в Твоем промышлении, не обманулся я в надежде. Ибо Ты соделался моим вождем и крепким столпом. При Твоей о мне попечительности, избегнув вражеских злоумышлений, улучу и возвращение.
от конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси
От конец земли к Тебе воззвах
Концами земли в повествовательном значении называет Вавилон, так как он находился на краю известной тогда части свита. В высшем значении под концами земли можно разуметь земные заботы, отдаляющие человека от Бога.
Слова Феодорита: Поелику Вавилон удален от Палестины на многие расстояния, то жившие в нем пленники думали, что они живут на последних пределах земли, почему и говорит, что они взывают с пределов вселенной. Афанасия: Выражение: с концов земли, значит то, что он приносит молитвы за всю вселенную. Безыменного толковника: Написано у Екклезиаста: Не спеши устами своими и сердце твое пусть не скоро износит слово пред лицем Божиим, ибо Бог на небе—горе; а ты на земле. Посему да будут слова Твои малочисленны (Еккл. 5,1); а сим означается не местное расстояние, но различие существа не созданного от созданий; Бог называется пребывающим горе—на небе, по причине преимущества чести, а бытие человека находящимся долу—на земле, потому что он пришел в бытие из ничтожества.
Внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя ecи
Камнем Давид называет надежду на Бога, как по твердости, неподвижности, так и по высоте ее и возвышению: всякий раз, говорит, как только я унывал, изнемогая от скорбей, Ты, Господи, возводил меня в надежде на Тебя, как бы на некий высокий и твердый камень.
Слова Вел. Афанасия: Унывает и скорбит всякий боголюбивый, доколе пребывает в сей смертной жизни, скорбит и по человеколюбию, видя множество погибающих. Итак, поелику и Давид, взирая на свирепство и жестокость демонов, падал в уныние; то посему он просит, чтобы Господь своим явлением избавил нас от руки делающих насилие. Выше же демонов стали мы чрез Христа, Который от блаженного Павла наименован камнем.
Ст. 3-4 от конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси, яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия
Под именем концев земли можно разуметь не токмо вещественные пределы земли, где находился Давид во изгнании, но и великое оное разстояние, которое находится между тем, кто взывает, и между тем, к немуже кто взывает. Бог, к Которому человек взывает, есть превыше небес; а тот, который взывает, есть на концах земли, сиречь в дольних земли, как инде сказал Пророк: из глубины воззвах к Тебе, Господи (Пс. 129:1)! Великим убо гласом должен взывать тот, который обретаяся в дольних, хощет услышан быть от Того, Иже седит на Херувимех, сый превыше небес. Ибо разумея безконечное разстояние, обретающееся между ничтожеством своим, и между совершенством непостижимаго Существа, не может иначе беседовать к Нему. Внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, и наставил мя еси. Дает причину, чего ради с великим упованием взывает к Богу: понеже де опытом дознал, что находяся в туге, сетовании и унынии, никогда не был оставляем от Бога. Господь, видя стесненное скорбьми сердце мое, тотчас посылал помощь Свою, извлекал из глубины зол и печалей, и находящагося близ отчаяния поставлял на твердом камени упования. За сим присовокупляет: Ты был еси (мне) столп крепости от лица вражия. Кто уповает на Бога, и помышляет, какия бедствия Христос претерпел, Иже есть глава наша, на которую взирая научаемся, что должно делать, и что страдать на земле, и чего ожидать на небеси: тот без сомнения восходит на столп зело укрепленный, на котором откровенно стоя, не токмо избегает стрел, пускаемых от врагов, во и сам мещет стрелы на них. На таком столпе стоял Давид, сего ради глаголал:
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
от конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси
Изгнанный из св. земли (восточная заиорданская земля, где находился Давид, в тесном значении, не принадлежала к Ханану) и лишенный престола Давид молит Господа, чтобы Он услышал его, находящегося теперь в изгнании (от конец земли) и в тоске сердечной взывающего о помощи.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
от конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси
Услыши, Господи, мою молитву и спаси меня, так как я только в Тебе нахожу прибежище. Дай мне вечно жить под Твоим покровительством
Под «концом земли», где находился Давид, можно разуметь, возможно, Маханаим. Писатель называет эту местность «концом земли», или границей Палестины для того, чтобы показать отдаленность своего настоящего местопребывания от Иерусалима и храма, который для благочестивого царя являлся предметом первой необходимости: там он мог быть ближе к Господу и отдаваться молитвам пред Ним. «Скалой» Давид часто называет Господа. Возвести на скалу - дать твердую защиту.
Ст. 3–4 От конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси, яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия
По причине мятежного восстания Авессалома Давид принужден был бегством из Иерусалима спасаться от преследовавших его мятежников, и с небольшим числом приближенных к нему людей он укрылся в левитском городе Маханаиме, в Галаадской области 32, 17:27), лежащей в северо-восточной части Палестины, за Иорданом, на краю владений Израильского царства, на одном из отрогов Ермонских гор (Пс. 41:7). Положение его, ввиду преследующих его мятежников, было очень затруднительно и потому естественно могло навести на него чувства скорби и уныния, от которых избавить его могли и действительно избавили только крепкое упование его на Бога и непоколебимая уверенность в скорой помощи от Него. Все это псалмопевец и выразил в изречениях этих стихов: от конца земли (Израильской), говорит он, воззвал я к Тебе, Господи, погруженный в горестное уныние сердца моего, и Ты вознес меня на скалу, «для меня недосягаемую» (по пер. с евр.), ибо Ты всегда был прибежищем моим, Ты крепкая защита моя, как крепостная башня (столп крепости) пред лицем врага.
Объяснение священной книги псалмов.