Спаси Мя Боже, яко внидоша воды до души Моея
Поелику приял на Себя грехи наши, о нас болезнует (Ис. 53,4), то справедливо и молится об избавлении от искушений, подобно потоку окруживших душу Его.
Толкование на псалмы.
Спаси мя Боже, яко внидоша воды до души моея
Молитву сию приносит сонм благочестивых. Водами же называет множество бедствий. Отвсюду, говорит, подавлен я скорбями.
Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея
Водами Давид называет здесь наводнение скорбей и искушений, наносимых видимыми, или невидимыми врагами; глубина сих искушений потопляет того, кто падает в оные. Воды, говорит, искушений, победив тело мое, дошли даже до души моей, каковым выражением указывает на чрезмерность печали и скорби.
Ст. 2-3 Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя
Сими преносными словами, взятыми от воды, описывает Давид крайния бедствия свои, в которых он по выю погружен был: однако не погряз духом, ниже сделался женоподобен, как всем известно, но с невероятным мужеством преодолел ужасныя искушения. Отсюду видим, в какой тесноте находился он: ибо, во-первых, говорит, что не токмо погружен был в водах, но и совсем почти поглощен. Потом сравнивает страдания свои с глубоким и тинистым болотом, где большая находится опасность. Человек, упадший в воду, может стать ногами на дне, и паки подняться в верх, как видим многих, выплывших из воды помощию рук и ног. Но кто увяз в глубокой тине, тот погиб. За сим присовокупляет и другия обстоятельства, глаголя: приидох во глубины морския, и буря потопи мя, которыми словами означает сильное борение с многоразличными бедствиями.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея
Вода, тимение (тина) и т. д. – образцы великих опасностей (ср. Пс. 17:17; 39:2, 3). До души – до жизни, так что она в опасности, может быть потопленною.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея
Спаси мя Боже, яко внидоша воды до души моея, - тонет в потоке гнева Божия. Когда воды стесняют дыхание, тогда человек находится в опасности смерти; так и здесь волны гнева Божия до того возвысились, что стеснили дыхание Богочеловека. Сие чувство гнева Божия Господь испытал, когда возопил: Векую Мя еси оставил! Ст. 3. Углебох в тимении глубины и несть постояния. Погрузился в глубокую болотистую воду (тимение значит болото) или в глубокую тину и не достигну дна. Ст. 4. Исчезаете очи мои, от еже уповати ми на Бога моего. Как человек в скорби, ожидая от кого-нибудь помощи, беспрестанно глядит в ту сторону, откуда ждет помощника; так подвижник псаломский говорит Господу, что он утомился, ожидая помощи от Бога. Ст. 13. Глумиться - насмехаться, с насмешкою рассказывать. Ст. 15. Спаси мя от брения, да неуглебну, да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Есть глубина правды Божией - правды, растворенной милосердием, однако испытующей человека и наказующей. Св. пророк изображает ее в виде глубоких вод и глубины пожирающей. Спаси от глубоких вод, и да не пожрет меня глубина - так молит он Господа Бога. Ровенник. - глубокий ров, колодезь. По Афанас. - ад. Ст. 23. Сеть и соблазн. Будет уловлять их, как зверей, и ставить им преткновение; и да будет для них наказанием.
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Ст. 2-4 Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя. Утрудихся зовый, измолче гортань мой: изчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего
Спаси меня, Боже, от бедствий, угрожающих моей жизни
«Воды дошли до души». Воды - означают обилие бедствий, «до души» - жизни. Бедствия Давида так многочисленны, что угрожают его жизни. Эта действительно было во времена Саула, очень неразборчивого в средствах и весьма изобретательного в способах преследования Давида, почему последний никогда не мог быть спокоен и уверен даже в одном дне. - «Я погряз в глубоком болоте и не на чем стать» - Давид погружен в бедствия, как в тинистую почву и под ногами нет твердой опоры; все время преследований от Саула Давид не имел спокойствия и уверенности в своей безопасности. «Глубина вод и быстрое течение» - образы силы бедствия, способных уничтожить того, кого они постигают, как буря на море бесследно поглощает свои жертвы. При таких многочисленных и грозных бедствиях Давид немолчно взывает к Богу о помощи, так что он изнемог от этой молитвы, он утомился от высматривания, не приближается ли к нему Божественная помощь. Последние выражения указывают высокую степень напряженности молитвы к Богу, какая подсказывалась опасностью положения Давида.
Ст. 2–3 Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя
Псалмопевец начинает псалом свой изображением ужасного положения страдальца, подвергшегося безвинно страшным бедствиям, и сравнивает эти бедствия с глубокими водами, которые угрожают потоплением не только тела, но и души его, – с глубоким тинистым болотом, в котором он погряз (углебох от слова «углебати»: «тонуть, погрязать») до такой степени, что не имеет, на чем поставить ноги свои (и несть постояния), – с падением в морскую глубину, в которой быстрое течение и бурное волнение готовы совершенно потопить его. Находясь в таком опасно-гибельном положении, которое угрожало самой жизни его, псалмопевец от лица своего обращается с молитвой к Богу о спасении: спаси меня, Боже, взывает он, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем мне остановиться; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Св. Афанасий под тимением глубины и глубинами морскими разумеет глубокое нравственное падение человека, смерть и самый ад [3, с. 228]. И эта мысль его вполне согласуется с учением Вселенской Православной Церкви, которая в одном из богослужебных песнопений употребляет буквально псаломские изречения: «Приидох во глубины морския и потопила мя есть буря многих грехов» (Октоих. Глас 4-й. Канон, песнь 6, ирмос).
Объяснение священной книги псалмов.