Да приложит Господь на ны, на ны, и на сыны наша
Он Тот самый, Чьи законы храним мы. А чтобы не подумал кто, будто бы законодательство Моисеево от кого иного, Псалмопевец прежде, нежели упомянул о законодательстве, сказал о мироздании. И этим учит, что един есть Бог, все же прочее создано.
Толкование на Псалмы.
Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны вашя
Видишь ли другой вид благословения – умножение рода? Поэтому другой пророк, представляя противоположное следствие в виде наказания, говорит: «мы умалены, Господи, паче всех народов» (Дан.3:37). Это благословение они получали в Египте, хотя было бесчисленное множество препятствий, труды, притеснения, жестокость приставников; но слова Божия ничто не остановило, и благословение Его действовало так, что в двести лет они умножились до шести сот тысяч. Тогда в этом заключалось благословение, а теперь, в новом завете, – в другом, гораздо лучшем. Потому Павел говорит: «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах»; и еще: «тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви» (Еф.1:3; Еф.3:20, 21).
Потому и пророки в древности, желая оказать благодеяние, подавали это благословение. Так Елисей вознаградил жену, принявшую его, дарованием сына. В новом же завете благословением служит не это, а гораздо лучшее. Так порфиропродавщица не этого просила у апостолов, а чего? «Если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите .у меня» (Деян.16:15).
Видишь ли, какое различие между ветхим и новым заветом, – чего желали тогда, и чего теперь? Также Христос говорит: «радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк.10:20). И Павел: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим.15:13). Видишь ли силу благословения, подающего неизреченные блага и не заключающего в себе ничего земного? И еще Павел говорит: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» (Рим.16:20). А в ветхом завете, когда люди были более склонны к чувственности, предметы благословения были чувственные, и многочадие считалось величайшим благом. Так как от греха произошла смерть, то Бог, желая утешить род человеческий и показать, что Он не истребит его и не предаст совершенной погибели, но еще сделает людей многочисленнее прежнего, сказал: «плодитесь и размножайтесь» (Быт.9:1). Когда же сделалось известным, что смерть есть сон, тогда открылось достоинство девства. Поэтому Павел и говорил: «желаю, чтобы все люди были, как и я»; и еще: «хорошо человеку не касаться женщины» (1Кор.7:1, 7). И Христос: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф.19:12). Впрочем, и в древности Бог внушал прикровенно, что нужна добродетель, а не многочадие. Так, послушай, наприм., что говорит Премудрый: «не желай множества негодных детей и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если нет в них страха Господня. Не надейся на их жизнь и не опирайся на их множество. Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых»; и лучше один, творящий волю Господа, нежели тьмы беззаконников (Сир.16:1–4). Но неразумные иудеи, всегда склонные к чувственности и нерадящие о добродетели, говорили: «он желал получить от Бога потомство» (Мал.2:15)? Поэтому Он, желая показать, что Он не этого требует, многократно предавал их погибели, когда оскудевала между ними добродетель.
Беседы на псалмы. На псалом 113.
Да приложит Господь на вы, на вы, и на сыны ваши
Стяжавшим упование на Бога пророческое слово желает приращения и множества.
Да приложит (сие) Господь на вы, на вы (над нами), и на сыны ваша (нашими)
Господь, говорит, да умножит и нас и сынов наших, и да прибавит нам еще более благ. В некоторых списках стоит второе лице над вами и над сынами вашими; а из сего явствует то, что Давид молится о приложении и умножении рода христианскаго; так как он умножился больше иудеев, и ему прибавлены истинные и небесные блага.
Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны вашя
И Он всегда помогал и помогает Своему народу; пусть же это Он совершит в еще более обильной мере на детях и внуках во все будущие времена.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны вашя
Да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших.
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Ст. 22–26 Да приложит Господь на вы, на вы и на сыны ваша: благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю. Небо небесе Господеви, землю же даде сыновом человеческим. Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад: но мы живии благословим Господа отныне и до века
В первых словах выписанных здесь стихов пророк продолжает речь свою о благословении Божием, выражая желание, чтобы благословение сие как можно изобильнее изливалось на всех уповающих на Господа. Да приложит Господь, т.е. «да умножит Господь Свое благословение на вас и на чадах ваших, да изливается изобилие всех благ не только над вами, но и над сынами вашими». Таким образом, вы будете «благословенны от Господа» полным и совершенным благословением не только здесь, но и в будущей жизни. Напоминая в последующих словах о сотворении Богом неба и земли, пророк тем самым подтверждает, что Господь Бог не без цели сотворил небо и землю, но для того, чтобы Промыслом Своим сохранять вселенную и управлять ею. «Видишь ли, – говорит св. Иоанн Златоуст, – какова сила благословения? Ибо слова Его суть самое дело. Так небо создано его словом: ибо словом Господним небеса утвердились (Пс. 32:6). Сим-то, столь могущественным словом, и тебя благословляет» [5, с. 336]. Он благословляет и всех христиан чрез апостолов, которых Владыка Христос благословил во время вознесения Своего на небо (Лк. 24:50–51), как благословляет и ныне всех молящихся Ему, при священнодействии литургии, чрез своих священнослужителей.
Небо небесе, говорит пророк, служит Господу, – это небо то самое, которое Бог сотворил «в начале» (Быт. 1:1), и которое по словам блж. Феодорита, служит покровом для сего видимого неба, называемого «твердию» [6, с. 555]. Оно назначено было жилищем Господу, как сказано в предыдущем псалме (Пс. 112:5), а землю Господь сотворил и определил в пользу и для жилища людей (сыновом человеческим). Господь благословляет людей, и люди в свою очередь должны благословлять Господа, к чему они и призываются (см. Пс. 33:4, 112:2, 116:1). И это благословение Господа со стороны людей должно состоять в хвале и прославлении Бога, в исповедании великих дел Его (Пс.102, Пс.103, Пс.105 и др.), пока они живут на земле, которую получили от Бога, равно как долг ангелов – славословить Его на небеси, которое предназначено собственно Богу и служебным духам Его. Однако не все люди предназначены благословлять и восхвалять Господа.
Не мертвыи восхвалят Тя, Господи, ниже еси низходящии во ад (пер. с евр.: «в могилу»); о чем упоминается и в других псалмах (Пс. 6:6, 29:10, 87:11, 93:17). Мертвыми, по словам св. Иоанна Златоуста, «пророк называет здесь не скончавшихся, но умерших в нечестии или истлевающих во грехах» [5, с. 337], а по мнению блж. Феодорита, «служащих неодушевленным идолам, ибо что бесчувственнее их?» [6, с. 555). По словам св. Афанасия Александрийского, пророк «разумеет служителей демонских, которые не имеют в себе жизни» [3, с. 358]. Но мы живии благословим Господа отныне и до века. И на эти слова дают объяснение: св. Иоанн Златоуст – такое: «Прибавление: мы живии, – указывает на подобных Давиду, живущих добродетельно… И грешники живут, но живут в наказании, мучении, скрежете зубов, а те в свете и славе, занимаясь вместе с бесплотными силами возношением таинственных песнопений Богу» [5, с. 338]. А блж. Феодорит следующее: «Живыми называет пророк поклоняющихся живому Богу, которым и предоставил сию божественную песнь» [6, с. 555]. Из сего можно вывести такое заключение, что если мы, именующие себя православными христианами, не забываем своего долга – благословлять и прославлять Господа непрерывно (отныне и до века), – если мы молимся и – молимся, по заповеди апостола, «непрестанно» (1 Сол. 5:17), – то мы можем считать себя в числе живых; в противном случае, т.е. если мы не благословляем Господа, пренебрегаем важнейшею для нас обязанностию молиться и молитвою восхвалять Господа Бога, то мы мертвы.
Объяснение священной книги псалмов.