Толкования на 1 Ин. 2:13

Свт. Климент Александрийский

пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца

См. Толкование на 1 Ин. 2:12

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Ст. 13-14 пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого

Юношами названы здесь христиане, обновленные Божественною благодатью. Когда служитель Христов окажет должное мужество и постоянство в борьбе с духами злобы, тогда нисходит в душу его Божественная благодать и дарует победу, тогда обновляется яко орля юность его (Пс. 102.5), та нестареющая юность, которою он украшен был Создателем при создании, которую заменил неисцельною ветхостью при произвольном падении.

Аскетическая проповедь.

Прп. Антоний Великий

Ст. 13-14 пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого

Вы должны также знать, что как тело, доколе находится в нем душа, проходит три состояния: отроческое, мужеское и старческое, — так и душа, находясь в теле, преемственно имеет три же состояния — то есть состояние веры рожающейся, усовершающейся и усовершившейся. Когда в душе начинается вера, тогда человек духовно рождается, как говорится о сем в Евангелии.

Апостол Иоанн, чтобы показать нам все три состояния души, — то есть состояния веры рождающейся, укрепляющейся и укрепившейся, — так говорит в послании своем: пишу вам, юноши… пишу вам, дети… писах вам, отцы. Сие послание он писал к верующим, которые были троякого состояния и которые имели нужду в словесном млеке и стремились к совершенству, чтобы получить благодать от Бога.

И пророк Давид знал, что душа здесь на земле имеет различные степени совершенства. Будучи уже в преклонных летах, он еще не хотел разрешиться от тела, потому что еще не достиг духовного совершеннолетия. Не возведи мене, так молился он Господу, в преполовение дней моих (Пс. 101, 25).

Он опасался, чтобы Господь не взял его к Себе, не потому, чтобы дни земной его жизни были еще немногочисленны, но потому, что дни духовной жизни еще не исполнились. Словами в преполовение дней моих он показывает опасение свое, чтобы душа его не была взята у него прежде исполнения духовных дней ее и чтобы смерть не постигла его, когда он еще не достиг совершенства. Об Аврааме сказано, что он состарился и был исполнен духовных дней (см.: Быт. 25, 8). Подобным образом и все новозаветные святые умерщвляли и порабощали тело свое и, достигши старости, достигли вместе и совершенства в благочестии.

Письма к монахам.

Прп. Иустин (Попович)

пишу вам, отцы, яко познасте Безначальнаго. Пишу вам, юношы, яко победисте лукаваго. Пишу вам, дети, яко познасте Отца

Посредством оставления грехов Господь дает силу человеку, чтобы он воевал против них до полной победы, чтобы господствовал над ними. И, победив грехи, человек побеждает одновременно и их творца, которым является дьявол. В нашем человеческом мире грех представляется как некая безличная сила и как зло. Человеку нужно приняться за борьбу, чтобы найти, почему грех является страшной силой. А он страшен потому, что под грехом таится нечто более сильное, чем сам грех. И если человек внимательно исследует, где корень греха, то он найдет его в дьяволе. И, таким образом, причиной всякого зла является “лукавый”, “нечистый”, “противник”. И кто хоть однажды боролся со своими грехами, тот знает очень хорошо, что он не может их одолеть без помощи Единого Безгрешного. Кто борется против многих грехов, борется и против творца их, защитника их и оправдателя – дьявола. Только со Христом человек является всесильным в борьбе против греха и дьявола. Тут действует апостольское вся могу о Укрепляющем мя Иисусе Христе (Филип. 4:13). Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует: Пишу вам, отцы, яко познасте Безначальнаго. Пишу вам, юношы, яко победисте лукаваго. Пишу вам, дети, яко познасте Отца.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 13-14 пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого

Дети - те, кои погрешают по незрелости и неосновательности детской, почему апостол и говорит им: вы удостоились прощения, когда вам довелось познать, что благ Господь ко всем и щедроты Его на всех делах Его (Псал. 144:9). Отцы - те, кои с преспеянием в возрасте получили познание Сущего от начала. Юноши - те, которые по своей зрелости искусно могут и готовы носить знаки победы над неприятелями.

Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.

Эти самые имена от возраста апостол выше приноровил к нравственному учению, а теперь повторяет от расположения, не прерывая своего наставления.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

Экумений

пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца

См. Толкование на 1 Ин. 2:12

Беда Достопочтенный

пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца

См. Толкование на 1 Ин. 2:12

Андрей Монах

пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца

См. Толкование на 1 Ин. 2:12

Еп. Михаил (Лузин)

пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца

Отцы, вы познали Сущего от начала: отцы — это те, которых святой апостол Павел называет мужами, достигшими полного возраста Христова (Еф. 4:13), которые достигли высокой степени совершенства и истины. Им приписывается познание Сущего от начала, или Безначального, то есть познание самой высшей тайны спасения, познание Иисуса Христа, как Безначального, как вечного Слова жизни (Ин. 1:1—2). И это познание Безначального должно служить сильнейшим побуждением для них предпочитать любовь к Безначальному всякой привязанности к миру и его тленным благам, а любить Бога и Христа, соблюдая заповеди о любви к ним и ближним. — Для сильных — сильное, для мужей — мужественное, для отцов — пример юношам и отрокам. — Юноши, вы победили лукавого: злого, или, точнее, виновника всего зла, что есть в мире и противодействует всему доброму, исконного врага Бога и человеков — диавола. Юношеский возраст, как естественный, так и духовный, прекрасен по своим свойствам и качествам, — возраст силы, свежести, гибкости, но и возраст страстности и неопытности. Он подвержен сильному влиянию сердечных возмущений и страстей и при этом не имеет полной опытности, и лукавый лукаво пользуется этими качествами его, чтобы осилить его и отклонить от надлежащего пути истины. Но сильные силою Христовою и одушевленные христианским духом, юноши преодолевают все соблазны мира и победили лукавого, быв при живости и восприимчивости постоянными в любви к Богу и соблюдении заповедей Его. — Отроки, вы познали Отца: отроческий возраст по степени ниже юношеского и граничит с детским, или младенческим, как по естественному развитию, так и по духовному совершенству. Детям приписывается общее — прощение грехов, как новорожденным младенцам в крещении, отрокам тоже общее — познание Отца. Они еще не проникли в тайну искупления, или спасения, не познали еще Сына, хотя веровали в Него, а познали только Отца. Так и в естественном возрасте бывает, что при первом раскрытии смысла дети прежде всего познают своих родителей, и для них достаточно бывает того, чтобы питать преимущественную любовь к родителям. То же и в возрасте отроческом духовном. Познанием Отца Небесного питается их смысл и любовь, и эта любовь выше для них всякой иной любви, и в этом смысле апостол говорит, что они познали Отца, отроческой любовию уразумели и познали Его. Таким образом, всем духовным степеням, или возрастам, предлагается высокое наставление о любви к Богу и ближним и нелюбви к миру; и детям, или младенцам, и отрокам, и юношам, и мужам, или отцам. Нет только наставления, или побуждения, старческому возрасту, может быть потому, что старость предполагает возможно высшую для человека степень духовного совершенства, так что она и не требует и не нуждается в особых побуждениях; она должна сама учить и детей, и отроков, и юношей, и мужей.

Толковый Апостол.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца

Обращает Апостол свое слово к отцам, юношам, детям или отрокам. И для каждого возраста указывает особое побуждение к тому, чтобы любить Бога и не любить мира. Под возрастами отцев, юношей, детей или отроков надобно разуметь более степени духовных совершенств, чем возрасты естественные, хотя нельзя исключать и последних, потому что нередко один возраст соединяется с другим, т. е. духовный с естественным. Называет по возрастам не для того, чтобы положить строгое разделение между ними по их свойствам или достоинствам, но для того, чтобы сильнее подействовать на внимание, c помощью особого обращения к называемым лицам.

Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Обращается к отцам, как старшим, как опытнейшим в духовной жизни, которые должны служить добрым примером для юношей и детей. Им приписывает совершеннейшее познание Сущего от начала, или Первоначального, т. е. познание Иисуса Христа, познание того, что Иисус Христос был в начале (Ин. 1:1), и есть вечен, Творец и Правитель неба и земли, Спаситель человеков, единородный Сын Божий, истинный Бог. Такое ведение должно служить сильным побуждением – любовь к вечному Богу предпочитать всякой привязанности к тленным и скоропреходящим благам мира.

Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Юношеский возраст особенно подвержен влиянию сердечных возмущений и страстей, которыми враг спасения человеческого пользуется как средствами к порабощению себе подвижников Христовых. Но юноши в духовной жизни, пользуясь крепостью сил, как воины Христовы, мужественно преодолев преграды, победили врага. А как юношеский возраст предполагает еще неполное знание, неполную опытность и твердость в действиях: то приобретенная победа над врагом – диаволом – тем более должна побуждать и одушевлять их к приобретению высших добродетелей, т. е. чтобы быть постоянными в любви к Богу и соблюдении Его заповедей, и мужественными в преодолении соблазнов мира. Лукавым по преимуществу называется диавол, как исконный лжец и отец лжи (Ин. 8:44).

Пишу вам, отроки; потому что вы познали Отца. Это низшая степень возраста, или нравственного совершенства. Отрокам приписывается познание Отца. В естественном возрасте так бывает, что дети, при первом раскрытии их смысла, прежде всего познают родителей, и этого довольно бывает для того, чтобы детям питать преимущественную любовь к родителям. Так и в духовном значении, познание Отца небесного, как Творца и Промыслителя мира видимого и невидимого, и Спасителя человеков, должно служить достаточным побуждением к тому, чтобы детям любить Его более всего и не любить мира ради Него, чтобы любовью или пристрастием к миру не ослаблять своей любви к всеблагому и всесовершенному Отцу небесному.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Лопухин А.П.

пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца

См. Толкование на 1 Ин. 2:12