Толкования на 1 Кор. 2:2

Свт. Иоанн Златоуст

ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого

См. Толкование на 1 Кор. 2:1

Свт. Феофан Затворник

Не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята

Выше сказал, что пришел к ним возвещать волю Божию не в премудрости слова, а как повелел Христос; теперь говорит, что, будучи у них, исполнял Божие определение – буйством проповеди спасать верующих и возвещал только слово крестное. Учил, говорит, но так, что будто ничего другого не знал, кроме Иисуса Христа Распятаго, или так, что не хотел, чтоб вы другое что знали, кроме Иисуса Христа Распятаго. Только и речей было что о Христе Иисусе. Но и о Христе Иисусе можно многое говорить, не касаясь крестной смерти; я же, говорит, только и говорил, что о распятии Господа. С него начинал, им кончал и им наполнял беседу. Впрочем, слово Апостола не отвергает той мысли, что беседы его касались других предметов веры, только то утверждает, что о чем ни начинал говорить, всегда исходил от креста и к нему возвращался. Распятый Господь господствовал в моих беседах к вам над всем. Само слово о Распятом кратко: Бог воплотился и для спасения нашего умер на кресте; веруйте в Него и спасетесь. Но чтобы к Нему подойти, надо сказать, что мы, падшие, Бога прогневали и спастись сами не можем; скажи, что мы – падшие, надо сказать и о первобытном состоянии, а далее и о творении с промышлением, а еще далее и о Пресвятой Троице. Потом, сказавши о воплощении Бога Слова, о Его деяниях и учении, и наконец о Его распятии, нельзя было остановиться на этом, а надлежало сказать и о воскресении, о вознесении на небо, седении одесную Отца, ниспослании Духа Святого на Апостолов, о послании их на проповедь, и о том наконец, что должно делать слышащим проповедь и верующим, то есть что надо креститься, затем чрез возложение рук (миропомазание) приять Духа и, силою Его побеждая страсти, жить потом свято по заповедям, в надежде блаженной жизни в вечности. Все эти предметы, входя в беседу, ничего лишнего не вводили в нее, а делали только речь о Христе Господе Распятом округленною. И предметов этих будто много, но все они сводятся на речь о Распятом,– так что Апостол, и о многом говоря, говорил только о Христе Иисусе, и притом Распятом.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого

И не разсудил я в уме своем, чтобы мне знать что-либо более, кроме Иисуса Христа, и Сего (притом) распятаго.

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Исидор Пелусиот

ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого

Почему в первом послании к Коринфянам Ап. Павел сказал: не судих бо ведети, что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята? Спрашиваешь, почему Ап. Павел, оставив то, что проповедовал он о Христе досточестного и славного, написал к Коринфянам: не судих бо ведети, что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята? Итак, думаю, что и сие весьма унизительное преизобиловало самою великою силою и честью. Потому-то и сказал сие Апостол, как бы так взывая: «Показываю подвижника связанным, чтобы когда соделается победителем, провозгласил ты его славнейшим. Для того на Военачальника возлагаю самые убогие и исполненные поношения доспехи, чтобы глубже воздохнул болезнующий многобожием, будучи побежден убогим орудием».

Письма. Книга III.

Прп. Максим Исповедник

ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого

Если Слово Божие было распято в немощи ради нас и воскресло силою Божией (2 Кор. 13:4), то ясно, что Оно всегда ради нас духовно делает и претерпевает это, становясь всем для всех, дабы спасти всех. И божественный Апостол, обращаясь к немощным коринфянам, благолепно говорит, что он рассудил быть не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. Ефесянам же, бывшим совершенными, он пишет: Бог воскресил нас с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе (Ефес. 2:6), говорил тем самым, что Слово Божие становится [тем или иным] соразмерно силе каждого. Ибо оно распинается для тех, кто еще только деятельно вводится в благочестие, божественным страхом пригвождая к Кресту свои действия, преисполненные страстью. Воскресает же и восходит на небеса для отложивших всего ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и облекшихся во всего нового человека, созданного Духом по образу Божиему (Ефес. 4:22-24; Кол. 3:9-10), а поэтому оказавшихся через благодать, [действующую] в них, у Отца превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем (Ефес. 1:21). Ибо все, что после Бога, — и [тварные] вещи, и достоинства — будут ниже того, кто окажется в Боге через благодать.

Главы о богословии.

Блж. Августин

ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого

Когда Павел говорил, что рассудил не знать ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, он обращался к тем, кто не мог воспринимать более возвышенного учения о Божественности Христа.

О Троице.

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого

И Христос, говорит, хотел сего, то есть чтобы я был человеком простым, да и сам я признал за хорошее - вовсе не знать внешней мудрости, а знать только то, что Иисус Христос был распят, и уметь проповедовать вам о Нем.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Марий Викторин

ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого

Слово, воплотившись, совершило таинство нашего спасения, Оно свободило и искупило нас, и мы веруем в Того, Кто есть наш Спаситель через крест и воскресение из мертвых.

Против Ария.

Лопухин А.П.

ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого

См. Толкование на 1 Кор. 2:1