отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях
См. Толкование на Еф. 4:17
отложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных
Поелику в крещеных уже совершилось сие отложение, и ветхий человек умер, то отложити надо понимать не как заповедь, а как извещение о совершившемся деле. Та истина о Иисусе, - что вы отлагаете ветхого человека, как только приступаете к Нему и крещаетесь.
В сем отношении первые слова: вы же не тако познаете Христа… будут значить еще: вы же не без ничего познали Христа, не ведение только о Нем приняли и не имя только от Него заимствовали, но вы совсем изменились, совсем стали новы; тот ветхий человек, по коему вы жили, умер в вас, вы отложили его. И, кажется, это прямая мысль Апостола, идущая еще от того обязательства, чтобы возращать все во Христа. Ибо, сказавши об этом, он тотчас и навел: сие же глаголю, — не жить вам по-язычески. Почему же? — Ибо та жизнь, говорит, уже умерла в вас, как только приступили к Христу. Вы познали Христа не так-таки — без всего, - а с вами вот что произошло: вы отложили.
Но это совершается не как-нибудь механически. Тому предшествует решение воли, которое и запечатлевается благодатию; отсюда нравственное обновление, сознаваемое и чувствуемое. Чувствующий это уже не покорствует похоти, а попирает ее и отревает, как нечто для него чуждое. Апостол говорил ефесянам: это вы уже испытали в Нем. Урок нравственный отсюда все же выходил: видите, как не пристало вам касаться прежней жизни, ибо свобода не отнимается новым рождением.
Что именно отложили, понятно из предыдущего. Две черты новые прилагаются: тление и прелестность. Или и третья — ветхость. Ветхий человек определяется прежним житием. Житие αναστροφη — все, в чем прежде вращались, и внутренне, и внешно, как изобразил пред сим святой Павел. Если б Апостол сказал только: совлекаетесь ветхого человека, то мог бы иной недоумевать, что это за ветхий человек, а когда при этом слове стоит: по прежнему житию, — тому, в котором всякий из слышавших то слово сам вращался, — то для всех понятно было, что это за ветхий человек. Понятно для них и то, что значит: отложити, ибо сознавали и чувствовали, как отпала сия ветхость от них, - отпала, как проказа чешуею спадает с исцеленного прокаженного, и понятия, и вкусы, и позывы, и планы — все прежнее отпало, как бы того не было. Озирались назад и смотрели на это, как на сброшенную одежду — чужую будто.
Прежнюю жизнь в язычестве определил святой Павел так, что это была жизнь в суете ума, в слепоте, нерадении и бесчувствии, и в полном рабстве страстям, особенно похоти плотской. Это и есть ветхий человек. Говорит еще теперь, что такой человек тлеет. Эгоистическая жизнь в самоугодии и страстях разлагает, истощает и снедает естество человеческое. Ибо тогда человек бывает не в своей атмосфере. Как зараженным воздухом дышащий все более и более истлевает жизнь свою, так губит естество свое живущий во грехе и страстях. Но тлеет он, а никогда не истлеет. Разъедающая тля все более и более проникает его, точит и снедает. Так всю жизнь, так и всю вечность, если не покается и не обновится во Христе.
Тлеет в похотях ветхий человек. Похоть дает мысль только о плотских сластях, которые в ветхом человеке ярче других слабостей выдаются. Но под сим словом можно разуметь и все страсти, в коих живет обычно самоугодливый человек. Похоть будет всякое самоугодливое пожелание, в удовлетворении которого ничего не имеется в виду, как только себя утешить и усладить. Прелестны сии похоти, потому что манят, обещая горы счастия, а ничего не дают, когда действуют по их влечению; прелестны еще и потому особенно, что умеют прикрыть свой обман, так что неудовлетворенный не похоть винит в обмане, а себя укоряет в неумении попользоваться ею как следует. Это прельщение и держит всякого во власти похотей без замечания и чувства пагубности такого рода жизни и без чувства тяготы ига рабства, налагаемого страстями. Святой Златоуст говорит: «Похоть растлевает и губит самое существо человека. Пагубно славолюбие, многих погубили удовольствия, обманула похоть. Впрочем, все это не составляет удовольствия в собственном смысле, но есть горечь, обман, подлог и тень. Наружная сторона этих предметов приманчива, но сами в себе они не что иное, как тяжелое бремя, влекущее за собою великую нищету, пустоту и бедность. И если ты снимешь с них эту личину, откроешь их настоящее лицо, то увидишь обман. Ибо в том и состоит обман, когда что-нибудь показывается нам не тем, что оно есть, но Представляется тем, чего в нем нет, что и бывает причиною ложных суждении о том или другом предмете».
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Блаженный Павел учит нас, говоря: «Совлекитесь ветхого человека и облекитесь в нового, сотворенного в Боге в святости и праведности истины», — не сказав «поверх этого ветхого облекитесь в нового», ведь он знает, что это невозможно. Смотри, как мудро он заповедует; он не сказал: «Облекитесь в нового человека, обновленного в ведении Бога», — но сначала он говорит «совлекитесь сего», а затем говорит «облекитесь в того нового». Как и в другом месте он ясно сказал: «Плоть и кровь Царствия Божия не наследуют, и также тление не наследует нетление» (1 Кор. 15, 50). «Нетлением» он называет ведение того века. «Тлением» и «плотью и кровью» он называет тленные страсти души и тела, место движения которых — в плотском мудровании. «Новым человеком» он называет чистоту. «Царствием Божиим» — возвышенное и умное созерцание благодатных движений сущностных сияний (ṣemḥē Ɂīṯyāyē), войти в которое позволено только святой душе через ее нетленные движения, которые возвысились над тлением и плотью и кровью.
Слово 76. Краткие главы.
отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях
См. Толкование на Еф. 4:17
отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях
Спрашивал ты меня, что такое «ветхий человек, тлеющий в похотех», которого божественный Апостол советует «отложити» (Еф. 4:22)? Думаем, что «ветхий человек», хотя и не имеющий существенности, однако же «тлеющий», есть некий кумир пагубы, живописуемый, или слагаемый, или, как сказал бы иной, вытканный из скверных и нечестивых помыслов, из недозволенных беззаконных речей и плотских дел.
Письма на разные темы. Младшему комиту Амфилохию.
отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях
Мы не должны жить так, как магометане или язычники. Нет, мы должны совсем отложить этого ветхого, греховного человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновляться умным духом своим и, так сказать, одеться в нового человека, созданного по подобию Божию в правде и святости истины. Прежнюю, греховную жизнь должны мы снять и отложить в сторону, как ветхую, негодную одежду, и надеть новую одежду добрых дел.
Дневник. Том II. 1857-1858.
отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях
См. Толкование на Еф. 4:20
отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях
Павел называет здесь того ветхого человека, которого следует сложить с себя потому, кажется мне, что он изветшал в злодеяниях. Действительно, в своей прежней жизни, вечно заблуждаясь, следуя обольстительным желаниям и истощаясь в делах распада, он подвергается тлению… Но слово Божие умерщвляет так, чтобы оживить мертвого и чтобы оживший искал Господа, Которого прежде погибели не знал. Оно не подвергает тлению, но умерщвляет ветхого человека… Тление человека внешнего есть обновление внутреннего, и наоборот - тление внутреннего человека есть восстановление внешнего.
Комментарий на Послание к Ефесянам.
отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях
[По крещении] тело [ветхого человека] преображается через щедрое святое помазание и изобильное милосердие, дабы из ветхого стать новым, из испорченного - цельным, из древнего - юным, из старческого - младенческим, а из смертного - вечным…
Изложение Псалма 91.
Апостол явно указывает на ветхого человека. Ибо он говорит: отложить прежний образ жизни ветхого человека, - и здесь не идет речь об нетлении субстанции. Он учит нас оставить не плоть, а дела, которые в другом месте показаны у него как устремление к плотским похотям. Осуждению здесь подлежит не плоть, а дела.
О воскресении мертвых.
отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях
См. Толкование на Еф. 4:20