Толкования на 1 Кор. 3:10

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 10-11 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос

«Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание» (1Кор.3:10). Здесь, называя себя мудрым, он не превозносит самого себя, но представляет им пример и показывает, что мудрому свойственно полагать одно основание. И, смотри, как он и здесь соблюдает скромность. Назвав себя мудрым, он не приписал этого себе, но наперед всего себя предал Богу, и тогда уже так назвал себя: «по благодати, – говорит, – Божией, данной мне». Вместе с тем он внушает, что все – Божие, и что благодать в том особенно и состоит, чтобы не разделяться, но утверждаться на одном основании. «А другой строит на нем; но каждый смотри, как строит». Здесь, мне кажется, он обращает их к подвигам в жизни, после того, как соединил их и сделал единым. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Не может, пока он (истинный) строитель; а если положит, то он уже и не строитель.

Видишь, как он доказывает предложенную мысль и общежитейскими соображениями. Слова его означают следующее: я возвестил Христа, дал вам основание; смотрите, как вы строите на нем, не с тщеславием ли, не с целью ли – отклонять от Него учеников и привлекать к людям? Не будем же увлекаться ересями: «никто не может положить другого основания, кроме положенного».

Гомилия 8 на 1-е послание к Коринфянам.


Посмотрим же, как полагал он основание. На другом, говорит он, древнем основании, положенном пророками. Откуда это видно? «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым, быв утверждены на основании Апостолов и пророков» (Еф. 2:19,20). Видишь ли, основание и основание, одно – от пророков, а другое – от апостолов, поло­женное сверху? И то удивительно, что апостолы пришли не тот­час после пророков, но спустя много времени. Почему? Потому, что так поступают отличнейшие из строителей: когда они по­ложат основание, то не тотчас воздвигают на нем здание, чтобы не отвердевшее и недавно построенное основание не оказа­лось неспособным вынести тяжесть стен. Поэтому они дают много времени камням окрепнуть, и уже тогда, когда увидят, что камни хорошо скрепились, воздвигают на них и тяжелые стены. Так сделал и Христос: Он дал основанию пророче­скому окрепнуть в душах слушателей и учению их утвер­диться, и когда увидел, что здание непоколебимо и священное учение внедрено так, что может выдержать новое любомудрие, тогда послал апостолов – воздвигнуть стены церкви на основании пророков. Поэтому апостол не сказал: построенные (οικοδομηθέντες) на основании пророков, но воздвигнутые (εποικοδομηθέντες), построенные сверху.

Беседа в собрании, бывшем через несколько времени в древней Церкви, на надписание Деяний апостольских.

Свт. Феофан Затворник

По благодати Божией данней мне яко премудр архитектон основание положих, ин же назидает; кийждо же да блюдет, како назидает

Вы – Божие здание, сказал он. Но Бог устроил из вас здание чрез меня, как сотрудника Своего. Его благодатными пособиями снаряженный,– то есть и ведением премудрости Божией, и нравственною силою, и даром чудотворений,– я, как знающий свое дело строитель, положил основание зданию из вас Божию и возвел его до некоторой полноты. Но все, что я сделал, можно считать только положением основания. И примем это за исходную мысль: пусть я положил основание, а другой строит на нем, возводит здание. К чему обязывается прежде всего сей надздатель? – К тому, чтобы внимательно вникнуть и достаточно уяснить себе, как следует возводить здание. Хотя мною только основание положено, но тут уже дано и полное предначертание здания. В вещественных зданиях основание указывает только наружную форму здания, а в духовных не так: тут основание предуказывает и план всего здания, и характер его, и то, из каких материалов оно должно быть построеваемо. Кто берется назидать, тот должен все это хорошо уразуметь и потом со всем вниманием возводить здание: да блюдет, како назидает.

К чему такая речь, после выясняется. Здесь Апостол останавливает внимание лишь на том, чтоб взявшегося возводить здание заставить призадуматься, понял ли он, как следует, что и как должен делать, начав здание на готовом основании, и притом таком, которое все указывает. Основавши Церковь в Коринфе, Апостол пошел в другое место; после него приходил Аполлос и продолжал созидание Церкви. Этот продолжал дело совершенно в духе святого Апостола Павла, следовательно верно, безукоризненно. Не его и имеет святой Павел в виду. Но когда и Аполлос отбыл оттуда, там поднялись из местных мудрецов более других способные и более других образованные и говорливые, и выступили в качестве вождей для братий меньших. На них он метит. Но вместе, как и всякий христианин есть маленький образчик Церкви, и тоже получил от Апостола основание в себе созиданию спасения верою в Господа; то и всякий должен был видеть в этом доброе себе напоминание: блюди, как ты назидаешь. Святой Златоуст и говорит: «Здесь, мне кажется, он обращает их к подвигам жизни». Экумений продолжает: «Призывает их к достодолжной жизни, именуя назиданием деятельность каждого. И блюди каждый, как назидать на основании положенном, то есть имея веру, и самого Христа, чтоб творить благие дела».

В словах: яко премудр архитектон – не та мысль, что он называет себя премудрым, тут только сравнение; когда какой мудрый архитектон кладет основание, то кладет должное, прочное, самое лучшее основание. Такое именно основание и я положил, или лучше, Бог чрез меня; ибо все, что делаю, делаю по данной мне благодати. Удар мысли не на мудрости полагателя основания, а на прочности основания, или его неотменности, на том, что положено основание, которого нельзя изменять, ибо оно есть единственное в здании духовном. Об этом он и говорит тотчас. Но хоть и то принять, что он себя назвал премудрым, то и это не в той мысли, что «превозносит себя, но представляет им пример и показывает, что мудрому свойственно полагать одно (единственное) основание. И смотри, как он и здесь соблюдает смирение. Назвав себя премудрым, он не приписал этого себе, но наперед всего себя предал Богу и тогда уже так назвал себя: по благодати, говорит, Божией, данней мне. Вместе с тем он внушает, что все – Божие» (святой Златоуст).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит

По благодати Божией, данной мне, как мудрый строитель, основание положил я, то есть - строитель Дух.

Толкование на послания божественного Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание

Называет себя мудрым строителем не из высокомерия, но желая показать, что мудрому строителю свойственно полагать такое основание, то есть Христа. А что сказал это действительно не из высокомерия, видно из слов его: по данной мне от Бога благодати, то есть моя мудрость не мое дело, но благодатный дар Божий.

А другой строит на нем; но каждый смотри, как строит

Выше беседовал с ними о единении, а теперь говорит об образе жизни, называя строительством дела каждого человека.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блж. Феодорит Кирский

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит

Нам следует строить, а не полагать основание.

Толкования на послания апостола Павла.

Ориген

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит

А другой, сказано, строит на нем; но каждый смотри, как строит. Апостол говорит это и мне, чтобы я строил не беззаботно, зная, что дело, которое созидаю, будет испытано в тот день огнем, каково оно есть.

Фрагменты.

Амвросиаст

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит

О данной ему благодати говорит Павел потому, что он достоин проповедовать Евангелие, и указывает на то, что это от Бога, а не от человека. Апостол говорит о себе, что согласно этой данной благодати, как мудрый строитель,, он положил основание. Мудр тот архитектор, который строго по учению творца размещает фундамент, то есть тот, кто по традиции Спасителя благовествует. Другой строитель уже строит на имеющемся фундаменте. Строительство это после проповеди апостольской передается новым учителям, плохим или хорошим. Отсюда всякому следует смотреть, чтобы возводимое соответствовало фундаменту, и следить за тем, чтобы косая или непрочная надстройка не обрушила всего здания, так что от него останется лишь один прочный фундамент. Ибо если плохо будет новый строитель учить, останется имя Христа, Который и есть фундамент, а плохое учение прейдет. Как сказал Господь: всякое же растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится (Мф 15:13).

На Послания к Коринфянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание. Говорит Павел о себе то, что он обратил Коринфян к вере в Иисуса Христа, или преподал им первые Евангельские наставления о спасении чрез веру в Иисуса Христа. Это выражает он словами: я положил основание. Но это дело он не почитает своим, а приписывает его Богу, говоря: «по данной мне от Бога благодати». Под благодатью Павел разумеет ту силу Духа Божия, которая из гонителя христиан соделала его Апостолом, т. е. благодать апостольства, как он сам объясняет это, говоря: благодатью Божиею есмь, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их (т. е. Апостолов) потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1 Кор. 15:10). Этой благодати, или сему благодатному действию Святого Духа Павел приписывает и то дело, которое совершил он в Коринфе, положив там основание Церкви Христовой. Опираясь на силу Духа Божия, он говорит с такою уверенностью в совершенстве своего дела: «я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание». Называя себя мудрым строителем, Павел не себя восхваляет, но прославляет премудрость Духа Божия, в нем действующего, и показывает свою уверенность в неизменной истине того учения, которое преподал он Коринфянам, т.е. учения о спасении чрез веру в Иисуса Христа. Наставленный Духом Божиим, он преподал Коринфянам такое учение, которое должно оставаться неизменным навсегда, как учение Божественное, как непреложная истина.

Ин же назидает, – «а другой строит на нем». Под этим другим Апостол разумеет Аполлоса (ст. 6) и прочих учителей, которые после того, как Павел оставил Коринф, продолжали проповедовать Коринфянам Евангельское учение. Кийждо же да блюдет, како назидает, – «но каждый смотри, как строит». Каждый учитель должен наблюдать, чтобы его учение соответствовало положенному основанию, чтобы и в учении об истинах веры, и в преподавании правил жизни, или христианских обязанностей, он строго согласовался с преподанным учением Апостола. А также каждый учитель должен наблюдать за собою, чтобы его намерения или предположение цели, и образ раскрытия возвещаемых истин, и личное его настроение или душевное расположение соответствовали духу апостольской проповеди, – духу христианской любви. Этому предостережению Апостола противны: всякие ненужные умствования о предметах веры, рассуждения или мнения, не относящиеся к цели научения и назидания, обороты речи, остроты или изысканность слова и другие качества, происходящие от тщеславия, самолюбия или иных нечистых побуждений. Из последующих слов Апостола видно, что между Коринфянами было много наставников, не соответствовавших своему призванию, не имевших отеческой любви и гордых (1 Кор. 4:15, 19). Но в этих предостережениях Апостол еще не указывает на таких лжеучителей, которые прямо восставали бы против положенного основания христианской Церкви в Коринфе, против того учения, которое положил он в основание своей проповеди, возвещая Коринфянам о спасении чрез веру в Иисуса Христа.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит

Апостол сравнил Церковь со строением. Теперь он сравнивает себя со строителем и утверждает, что свое дело он сделал как следует. - Как мудрый строитель. Мудрость свою Ап. показал тем, что проповедовал в Коринфе только то, что нужно было узнать коринфянам для того, чтобы уверовать во Христа. Он не хотел прежде времени раскрывать пред ними глубины христианского умозрения (ср. II:1-5). - Другой… каждый. Ап. разумеет здесь различных учителей веры и простых христиан, не имевших особые дарования Св. Духа, которыми они служили делу христианского развития своих собратий (ср. Рим XII:6 и сл.).

См. также Толкование 1 Кор. 3:5