Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною
Или ты не знаешь, что говорит Павел, который много потрудился, воздвиг тысячи победных трофеев над диаволом, пешком обошел вселенную, прошел землю, море, воздух, облетел, словно на крыльях, вселенную, был побиваем камнями, умерщвляем, избиваем, претерпел все ради имени Божия и был призван свыше небесным гласом… Мы знаем, говорит он, знаем величие благодати, которую получили, но Он не застал меня праздным, ибо совершенное мною известно.
О покаянии.
Ты увидел, как, вкусив вышней щедрости, апостол с избытком принес дары и со своей стороны, я имею в виду рвение, пыл, веру, мужество, терпение, величие духа, несгибаемую волю? Потому-то он удостоился еще большей помощи свыше.
Огласительные слова к просвещаемым.
Сказав: «несмь достоин нарещися апостол, зане гоних Церковь Божию», он присовокупил: «благодатию же Божиею есмь, еже есмь». То есть, хотя я с своей стороны выказал так много злости, но Его неизреченная благость и милосердие даровали мне прощение. Видишь душу, сокрушенную и постоянно памятующую о своих грехах, содеянных еще до крещения?
Беседы на книгу Бытия. Беседа 31.
См. также Толкование на 1 Кор. 15:6
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною
А кто живет в роскоши и во всяком распутстве, по изнеженности одевается в порфиру и виссон, каждый день пиршествует блистательно (Лк. 16:19) и избегает трудов ради добродетели, тот не потрудился в этом веке и не будет жить в будущем, но издали станет смотреть на жизнь, мучимый в горящем пламени.
Гомилии на Псалмы (Пс. 61).
Ибо это - совершенная и всецелая похвала о Боге, когда человек не превозносится своей праведностью, но знает, что он не имеет истинной праведности и оправдан одною верою во Христа. И Павел хвалится тем, что презрел свою праведность и ищет праведности через Христа, ищет праведность от Бога по вере, чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его (Флп. 3:9-10)… Бог дает и силу в трудах.
О смирении.
Благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною
Узнав на опыте, что заповеди Божии исполняются только при обильном содействии Божией благодати, испрашивая себе непрестанно молитвою это содействие, христианин не может не приписывать всех добрых дел своих Божией благодати. Вместе с тем он не может не признавать себя и грешником. С одной стороны, он узнал опытно свои падение и неспособность к исполнению воли Божией одними собственными силами, с другой, он и в самом исполнении заповедей Божиих при помощи благодати видит непрестанные погрешности, вводимые немощью и падением человеческими. Это со всею ясностью усматривается из отзывов о себе святого апостола Павла. В одном из посланий говорит он: “Паче всех (апостолов) потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною”, а в другом: “Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз” (1 Тим. 1.15).
Аскетическая проповедь.
Благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною
Опять то же, и обнаружение смиренномудрия, и возвышение своего свидетельства до несомненности, заграждающей уста всякому пререканию. Благодатию Божиею есмь еже есмь, а он есть Апостол языков, огласивший до того времени всю Малую Азию, Македонию, Грецию и некоторые острова. После этого он мог сказать, что благодать Божия, избравшая его, не тща бысть в нем, что она не напрасно его избрала, что она чрез него успешно делает, что преднамерила сделать. Потому хотя и указывает на то, что потрудился больше всех Апостолов, но видит в этом не плод своего усердия, а тоже дело благодати. Ибо не достало бы у его собственного духа силы возгревать так напряженно это усердие, и у его воли энергии к продолжению таких неимоверных трудов. Это искреннее исповедание: не аз, но благодать яже со мною. Сведите теперь воедино: благодатию Божиею есмь, еже есмь,– благодать во мне не тща бысть, благодатию Божиею потрудихся, и вы должны убедиться, что это есть лицо, носящее благодать и носимое благодатию. Если так, то что есть в устах его свидетельство о воскресении, если не то же, что свидетельство свыше, от Самого Бога? Таким образом, обнаружение смирения стало непреоборимым удостоверением в несомненности свидетельства о воскресении Христа Господа.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною
См. Толкование на 1 Кор. 15:1
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь
Очами веры они с полным сочувствием взирают на этого превосходного и в высшей степени твердого мужа (нам, пришедшим в Церковь Христову из язычников, приличнее всего вспомнить о нем, учителе язычников в вере и истине), который хвалится о немощах своих, который и более всех апостолов потрудился, и очень многими посланиями наставил не только те народы Божии, которые видел перед собою, но и те, которые предвидел в будущем. Взирают, говорю, на этого мужа, борца Христова, от Него научившегося, Им помазанного, с Ним распявшегося, в Нем прославившегося; на театре этого мира, для которого он сделался зрелищем и ангелам, и человекам, законным образом состязающегося и стремящегося вперед к почести высшего звания (Флп. 3:13-14); учащего радоваться с радующимися и плакать с плачущими; имеющего отвне нападения, внутри - страхи (2 Кор. 7:5); имеющего желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23); желающего видеть римлян, чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов (Рим. 1:13); ревнующего о коринфянах, и вследствие этой ревности боящегося, чтобы умы их не были посредством обольщения отвращены от чистоты Христовой; имеющего великую скорбь и непрестающую болезнь сердца об израильтянах, что, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией (Рим. 10:3); извещающего не только о скорби, но и о плаче своем о тех, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, которое делали (2 Кор. 12:21).
О граде Божием.
Павел трудился не для того, чтобы обрести благодать, а обрел благодать для того, чтобы трудиться.
О делах Пелагия.
Каким же образом то, что повелевает Бог, пусть и с трудом, исполняется без Его помощи, когда если Господь не созидает, то о созидающем говорят, что он трудился напрасно?
Послания.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь
Недостатки приписывает самому себе, а совершенства относит к благодати Божией.
И благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился
И это сказал со смирением, ибо не сказал: я сделал достойное благодати, но: благодать Божия, сущая во мне, оказалась не тщетной. Как? Потому что я потрудился более всех апостолов. И не сказал: я подвергался опасностям, но ограничил похвалу свою скромным именем труда. Говорит это сам о себе для того, чтобы явиться достойным веры. Ибо учитель должен быть достоин веры.
Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною
И то самое, что я потрудился, не мое совершенство, но дело благодати Божией.
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною
Павел воздает хвалу Богу, выбравшему его. Достоинство же свое на словах не защищает, а напротив, недостойным себя называет. Отчего заслуживает большего, памятуя о том, что сказал Господь: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:11). И благодать его во мне не была тщетна. Говорит это, чтобы показать, что не меньшую благодать воспринял, оттого что был не первым, а лишь последователем в деле апостольском. Но я более всех их потрудился. Добавляет это, поскольку не только сам не мал, но еще более по причине своего деятельного постоянства, которым отличался во Христе, и в силу своего смирения сделался достойнее. Не я впрочем,, а благодать Божия, которая со мною. Дабы избежать подозрения в надменности апостол Павел постоянно себя умаляет, когда это не себе уже, а благодати Божией приписывает, дабы всегда всю славу приносить Богу, от которого по праву возвышен.
На Послания к Коринфянам.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною
Но благодатью Божиею есмь то, что есмь. Приписывая себе только свои недостатки, все прочее Павел присвояет благодати Божией, Божескому благодатному содействию, ничем не заслуженному. По чувству глубокого смирения Апостол так говорит о себе: благодатью Божиею есмь то, что есмь, – не желая яснее говорить о своем высоком призвании и служении.
И благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился. Благодать Божия, осенившая меня, не осталась без действия и без плодов: я потрудился более всех их, т.е. прочих Апостолов, или более, нежели каждый из них. Никто из прочих Апостолов не обошел с Евангельскою проповедью столько стран, сколько Павел, не перенес столько гонений и скорбей, сколько Павел. Один Павел, проповедуя Евангелие, собственными трудами снискивал себе пропитание.
Не я впрочем, но благодать Божия, которая со мною. Сказав: я потрудился более всех их, св. Павел, движимый чувством смирения, как бы поправляет или поясняет сказанное, как бы опасается, чтобы кто не подумал, что подъятые им великие труды себе приписывает, и потому спешит присовокупить: не я впрочем, но благодать Божия, которая со мною. Как бы так говорит: впрочем и эти труды я не приписываю себе, они принадлежат благодати; я не мог бы совершить их, если бы благодать Божия не содействовала мне: она руководила меня, помогала мне, укрепляла меня; она всегда со мною, и без нее ничего не мог бы я сделать из всего того, что сделала благодать, действующая во мне.
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною
См. Толкование на 1 Кор. 15:9