Толкования на 1 Кор. 15:3

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию

«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял» (1Кор.15:3). И здесь не говорит: я вам сказал, или: я научил вас, но опять употребляет тоже выражение: «преподал вам, что и сам принял». И не говорит также: я научился, но: «принял», внушая две мысли, – ту, что ничего не должно вводить от себя, и ту, что они убеждались в истине не одними словами, но и делами; и таким образом, мало-помалу делая слова свои достоверными, относит все ко Христу и показывает, что из догматов нет ни одного человеческого. Что значит: «первоначально преподал вам»? Т.е. в начале, а не теперь. Здесь он указывает как на свидетеля на время и внушает, что крайне постыдно изменять вере после того, как верили столь долгое время, и не только это, но и то, что догмат необходим; потому он и преподан между первыми и в самом начале. Что же, скажи мне, ты предал?

Но это объясняет он не вдруг, а наперед говорит: «что и сам принял».

Что же ты принял? «Христос умер за грехи наши». Не говорит прямо: будет воскресение тел наших, но доказывает это издалека и посредством других (истин): «что, – говорит, – Христос умер», и тем полагает великое основание и непоколебимую опору учения о воскресении. И не просто говорит: «что Христос умер», хотя и это служит достаточным доказательством воскресения, но с прибавлением: «что Христос умер за грехи наши».

Впрочем, прежде надобно выслушать, что говорят об этом зараженные манихейской (ересью), враги истины, восстающие против собственного спасения. Что же говорят они? Смертью, говорят, Павел называет здесь не что иное, как пребывание во грехе, а воскресением – освобождение от грехов. Видишь ли, как заблуждение бессильно, как оно уловляется собственными своими сетями и не требует постороннего нападения, но поражает само себя? Смотри, как и эти люди поражают сами себя собственными своими словами. Если точно в этом состоит смерть, и если, как вы думаете, Христос не принял тела, и однако умер, то следует, по вашему, что Он был во грехе. Я утверждаю, что Он принял тело, и говорю, что смерть Его была телесная; а ты, отвергая это, по необходимости должен утверждать сказанное.

Если же Он был во грехе, то как Он говорит: «кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин.8:46), и еще: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин.14:30); и еще: «надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3:15)? И как Он умер за грешников, если сам был во грехах? Умирающему за грешников нужно быть самому безгрешным, потому что кто сам грешник, тот как умрет за других грешников? Если же Христос умер за грехи других, то Он умер, будучи сам безгрешен; а если Он умер, будучи безгрешен, то умер не смертью греха, – как это могло быть с безгрешным? – но смертью телесной.

Потому и Павел сказал не просто: «умер», но присовокупил: «за грехи наши», и тем заставляет их невольно признать телесную смерть (Иисуса Христа) и показывает, что Он и прежде смерти был безгрешен, так как тому, кто умирает за чужие грехи, следует самому быть безгрешным. Не останавливаясь и на этом, (апостол) присовокупляет: «по Писанию», подтверждая этим еще более истинность слов своих и показывая, о какой он говорит смерти. Писание везде говорит о (смерти Христовой) телесной; например, оно говорит: «пронзили руки мои и ноги мои» (Пс.21:17), и еще: «воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин.19:37).

Не станем исчислять порознь всех других мест, из которых одни словами, а другие преобразованиями, в них заключающимися, доказывают, что Христос умер плотью и что Он умер за грехи наши. «За преступления, – говорится (в Писании), – народа Моего претерпел казнь»; и еще: «Господь возложил на Него грехи всех нас»; и еще: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:8, 6, 5).

Если же ты не хочешь верить Ветхому Завету, то послушай Иоанна, который, взывая, показывает ясно то и другое, и смерть телесную и ее причину: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29): послушай Павла, который говорит: «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:21); и еще: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал.3:13); и еще: «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору» (Кол.2:15); и весьма многие другие места доказывают, что смерть Христова была телесная и притом за грехи наши. Так сам Он говорит: «и за них Я посвящаю Себя» (Ин.17:19); также: «князь мира сего осужден» (Ин.16:11), и тем выражает, что Он умер, не имея греха.

Гомилия 38 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Кирилл Александрийский

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию

Господь положил Свою душу как искупление за жизнь всех и умер Один за всех, чтобы мы все жили для Бога, освящаемые, животворимые и оправдываемые даром Его благодатью.

Послания.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию

Не столь важно было беззаконие грешников, сколь важна правда Умершего за них. Не столько мы согрешили, сколько сделал правды Положивший за нас душу.

Огласительные слова для просвещаемых.

Свт. Амвросий Медиоланский

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию

Сын ничего не теряет, когда щедро одаривает всех, как ничего не теряет Он, и когда Отец принимает Царство, так же и Отец не претерпевает урона, когда Свое отдает Сыну.

О Святом Духе.

Свт. Феофан Затворник

Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по Писанием

То их приглашал припомнить, а теперь и сам повторяет, как было дело, то есть кацем словом благовестил он; это было благовестие о смерти и воскресении Господа. С первых слов моих к вам речь началась об этом. Это смысл слова: исперва – εν πρωτοις. Но в этом слове могло скрываться для них особое некое внушение: «указывает на время и внушает, что крайне постыдно изменять вере после того, как верили столь долгое время, и не только это, но и то, что объясняемый догмат необходим, потому он и преподан между первыми и в самом начале» (святой Златоуст).

Предах, еже и приях. Ничего не вводил от своего ума; истина сошла с неба и расходится по земле; мы – передатчики. «Внушает, что в благовестие ничего не должно вводить от себя, и показывает, что из догматов нет ни одного человеческого» (святой Златоуст). «Не сам я изобрел проповедь, и не человеческим последовал рассуждениям, но от Владыки Христа приял учение о сем. Что же приял ты? – Яко Христос умре грех ради наших по Писанием. Сие предсказали и пророки, и Исаия взывает: Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша (Ис. 53, 5)» (Феодорит).

Язычники с укором всегда обращались к христианам: вы в Распятого веруете. Апостолы знали, что убеждение веровать в Распятаго само себя разрушает – но однако ж с этого всегда начинали слово, не прикрываясь и говоря истину, как она есть. Был на земле человек – Иисус; и распят: веруйте в Него и спасетесь. Что в Коринфе так было, прежде поминал уже об этом святой Павел, говоря: не судих что ведети в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята (2, 2). А между тем вера все росла и росла и обняла всю вселенную. Чем прикреплялась она к сердцам? – Тем убеждением, что Христос Иисус умер грех ради наших. Никто не мог скрывать от себя, что он грешен, и что грешнику нет спасения. Слух о смерти, подъятой ради грехов наших, отверзал дверь спасения. В нее и потекли все. Надлежало только уверение возыметь, что смерть та не именуется только смертию грех ради наших, но и действительно такова есть. А что она такова, об этом свидетельствовало воскресение Умершаго. Вот златая цепь спасительных истин и убеждений! Вот почему и слово о смерти смело было, и вера в Него дерзновенна!

По Писанием. «Крест был всем известен, потому что Христос распят в глазах всех, а причина не всем была известна; что Он умер, это все знали, а что Он претерпел смерть за грехи вселенной, этого многие не знали, посему Апостол и приводит свидетельство из Писаний» (святой Златоуст). Указывает на Писание, определяя им значение смерти Христовой. «Не станем исчислять порознь всех мест Писания, из которых одни прямыми словами, а другие прообразованиями, в них заключающимися, доказывают, что Христос умер плотию, и что Он умер за грехи наши. Ради беззаконий, говорится в Писании, людей Моих ведеся на смерть; и: Господь предаде Его грех ради наших; и еще: язвен бысть за грехи наша (Ис. 53, 5–6, 8)» (святой Златоуст). Слово: по Писанием показывает, что так издревле предречено; а древле предречено потому, что Бог так внушал предречь; а Бог так внушал предречь, потому что так положено в предвечном совете. Таким образом, вот куда возводило одно это слово. Дела идут во времени, а определение о них предначертано в вечности. Такое помышление тем паче необходимо было при слове о спасительной смерти Господа Иисуса Христа, умершего яко человек.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию

См. Толкование на 1 Кор. 15:1

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял

Так как учение о воскресении очень важно, то я преподал оное первоначально. Ибо оно есть как бы основание всей веры. Принял же оное и я, то есть от Христа. Посему, как я содержу оное, так и вы должны содержать. И как вы приняли в начале, то ныне вы не правы, когда усомнились хотя на время.

То есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию

Эти слова очевидно, принадлежат Самому Христу, говорившему чрез Павла. Поскольку манихеи будут впоследствии говорить, что Павел смертью называет грехи, а воскресением освобождение от них, то Ему угодно было сими словами заранее обличить их. Так, Христос умер. Какой смертью? без сомнения, телесной, не греховной; ибо Он греха не сотворил. Если же они не постыдятся сказать, что и Он умер смертью греховной, то как сказано, что Он умер за наши грехи? Ибо если и Он был грешник, то как Он умер за наши грехи? Весьма ясно поражает их и сим замечанием: по Писанию. Ибо Писания везде приписывают Христу эту телесную смерть. Так говорится: пронзили руки мои и ноги мои (Пс. 21:17); еще: воззрят на Того, Которого пронзили (Зах. 12:10); еще: Он изъязвлен был за грехи наши; за преступления народа моего Он идет на смерть (Ис. 53:5, 8).

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию

Писания завета нашего упоминает Павел, которые будущие страдания Господа предвозвестили. Ибо сказал пророк Исайя: Как овца, веден был Он на заклание (Ис. 53:7). И среди прочего: ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь (Ис. 53:8). Открывается и познается это во Христе. Но нет противоречия и в том, что это в прошедшем времени обозначено. Ибо для Бога, который заведомо знает обо всем, не существует чего-либо будущего; оттого так говорит о грядущем для нас, как если бы оно уже свершилось. Ведь в Апокалипсисе апостола Иоанна говорится: у Агнца, закланного от создания мира (Откр. 13:8). Ибо поскольку иначе не свершится, чем Бог ведает, говорится как о свершенном. С нами случается, не с Богом, ибо для Бога нет ничего, что можно было бы назвать будущим. И в псалме говорит: Господь царствует! Потому тверда вселенная, не поколеблется (Пс. 95:10). И Моисей о кресте Его так обозначил: жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей (Втор. 28:66). Обозначено же здесь будущим временем, чтобы не могли лжетолкователи отрицать, что это предсказано о Христе, как если бы все это говорилось в форме прошедшего времени.

На Послания к Коринфянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял. Первоначально, то есть когда Павел был в Коринфе, или первоначально, то есть как начальное и основное учение, преподал то, что и сам принял. От кого принял? На это читаем ответ в послании к Галатам, в котором Апостол пишет: возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо я и принял Его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа (Гал. 1:12). Коринфяне, без сомнения, знали силу слов апостольских из личных бесед его, т.е. что он, в самом начале, как основное учение, преподал им не какое-нибудь человеческое учение, которое легко может измениться, может оказаться нетвердым, но преподал им учение Божественное, а потому несомненно верное и неизменяемое. Какое же учение Павел первоначально преподал Коринфянам?

То, что Христос умер за грехи наши, по писанию, и что он погребен был, и что воскрес в третий день, по писанию. Вот великие истины, которые Павел, как основание истинной веры, возвестил Коринфянам в самом начале своей проповеди! Смерть единородного Сына Божия Иисуса Христа за грехи мира и воскресение в третий день – вот великие дела Божеского попечения о спасении людей. Апостол говорит о сих событиях как о несомненной истине, которую узнал он не от людей, но чрез откровение Иисуса Христа.

Христос умер за грехи наши, по писанию. Сперва указал Апостол на одно основание истины, на бывшее ему откровение от Господа, говоря: преподал вам, что и сам принял, потом указывает на другое основание истины, на пророчества, на ветхозаветные предсказания об искупительной смерти Иисуса Христа, которые показывают, что смерть Иисуса Христа от Бога предопределена была, как умилостивительная жертва за грехи людей (Ис. 53:3-12 сл. Лк. 22:37; Дан. 9:26; Зах. 12:10; Ион. гл. 1:2; сл. Мф. 12:40).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ст. 3-5 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати

Ап. ранее (XI:2) хвалил коринфян за твердое хранение церковных установлений, им введенных, но теперь он, начиная речь о догматических преданиях, воздерживается от похвалы. Ясно, что в последнем отношении коринфяне похвалы не заслуживали. Напротив, он считает нужным снова предложить их вниманию все учение о воскресении, преподанное им раньше устно. При этом он прежде всего напоминает им целый ряд неопровержимых свидетельств, на которых основывается вера в воскресение Иисуса Христа, которое составляет ручательство в нашем будущем воскресении. - Ибо. Почему Ап. считает нужным раскрыть пред коринфянами значение воскресения Христова и всеобщего воскресения мертвых (ст. 1)? Потому, что это, при его выступлении в Коринфе, было важнейшим пунктом его проповеди, составляло, так сказать, фундамент его учения. - Принял. Ап. узнал о фактах (напр. о явлении Христа Петру и Иакову) от Апостолов, но что касается значения самого события смерти и воскресения, то оно выяснилось для него путем внутреннего просвещения, какое он получил от Самого Господа (Гал I:12). Так для него было выяснено, что Христос умер для искупления людей от грехов и что эта смерть Христа была вполне согласна с писаниями Ветхого Завета. - Погребен был. Этот факт погребения свидетельствует о том, что смерть для Христа действительно наступила, что Он умер на самом деле, а не казался только умершим. - По писанию. О воскресении Христа в третий день можно находить предуказание в судьбе пр. Ионы, а равно у пр. Осии (VI:2). - Явился Кифе, потом двенадцати. Об обоих этих явлениях, имевших место в первый день воскресения, упоминает ев. Лука (Лк XXIV:34, 36), и о втором только - ев. Иоанн (Ин XX:19 и сл.). Ап. очевидно говорит здесь о телесном явлении Воскресшего Христа. В самом деле, какую цель имел Апостол, перечисляя апостольские свидетельства? Он, конечно, хотел этим доказать истину нашего будущего телесного воскресения, а эта истина могла быть основана только на телесном явлении Воскресшего Господа. Заметить нужно, что западные кодексы читают не: двенадцати, а одиннадцати (как и наш слав. перевод). Какое чтение более правильное? Со стороны точного смысла, конечно, последнее, потому что, когда Христос воскрес, Иуды среди Апостолов уже не было, и их оставалось только одиннадцать. Но и первое чтение имеет право на признание, потому что двенадцать оставались двенадцатью даже и тогда, когда в этом кружке первых учеников Христовых недоставало одного или двоих (напр. Иуды и Фомы - при явлении Воскресшего Христа). Выражение 12 Апостолов было техническим термином для обозначения достоинства тех призванных Самим Христом первых учеников Его, подобно тому как в истории известен термин: Совет десяти и т. под. Кроме того, это чтение: 12-ти (Апостолам) подтверждается и древнейшими рукописями.

См. также Толкование на 1 Кор. 15:1