Толкования на 1 Кор. 15:11

Свт. Иоанн Златоуст

Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали

Превознеся апостолов и уничижив себя, потом опять поставив себя выше их, чтобы доказать свое равенство с ними, – а он доказал равенство, сказав, что он и ниже и выше их, – и таким образом представив себя достоверным учителем, (Павел) и еще продолжает говорить (об апостолах) и опять поставляет себя наряду с ними, выражая единодушие о Христе. Впрочем делает это не так, как будто бы он присоединен к ним, но так, что он оказывается имеющим одинаковое с ними достоинство; этого и требовала польза проповеди. Он равно заботится как о том, чтобы не подумали, что он унижает (апостолов), так и о том, чтобы воздаваемой им честью не унизить себя перед подчиненными. Потому теперь он опять ставит себя наравне с ними: «итак я ли, – говорит, – они ли, мы так проповедуем»; у кого, говорит, хотите учиться, у того и учитесь; мы ничем не различаемся. Не сказал: если не хотите верить мне, то верьте им; но представляет и себя достойным веры и говорит, что как он сам по себе заслуживает этого, так и они сами по себе; различие лиц, при равных достоинствах, ничего не значило. Тоже он делает и в послании к Галатам, обращаясь (к апостолам) не потому, чтобы имел в них нужду, и утверждая, что он и сам по себе не имеет недостатка: «в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного», и однако я желаю быть в согласии с ними, «подали мне и Варнаве руку общения» (Гал.2:6, 9). Если бы достоверность Павла зависела от других и утверждалась на свидетельстве других, то отсюда произошел бы крайний вред для учеников. Следовательно, он превозносит себя не из тщеславия, но из опасения за проповедь. Потому и здесь ставит себя наравне (с апостолами): «я ли, они ли, мы так проповедуем». Хорошо сказал: «проповедуем», выражая великое дерзновение; мы, говорит, не тайно и не скрытно проповедуем, но вещаем громче трубы. Не сказал: проповедовали; но и теперь – «так проповедуем». «И вы так уверовали»; здесь не сказал: веруете, но: «уверовали». Так как (коринфяне) колебались, то он обращается к прежним временам и представляет свидетелями их самих.

Гомилия 39 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Аще убо аз, аще ли они, тако проповедуем, и тако веровасте

Сводит все сказанное. Припомните, говорит, каким словом благовестил я у вас Евангелие. Я говорил вам, что Христос Господь умер грех ради наших, потом погребен и воскрес в третий день, свидетели чему бесчисленны,– не одни Апостолы, но и множество верующих, которые доселе живы, наконец и я сам. И вот слово, которым мы оглашаем всех, которым оглашены и вы, и которому поверили. Это значило: если вы верующие, то несомненно стоите на твердом камне веры в воскресение Христа Господа. Апостолом очень достаточно сказано для того, чтобы возобновить в сознании коринфян истину воскресения Господня и оживить убеждение в ней. Экумений пишет: «аще аз, аще ли они, тако проповедуем. Мы согласны, говорит, в проповеди,– согласны все и проповедуем так не где-либо в углу, а открыто, всем всюду. Так и вы уверовали вместе со всеми. Эту самую веру их призывает теперь Апостол в свидетели истины (воскресения). Ибо говоря: веровасте, дает разуметь, что они не обманчивыми и лживыми словами были увлечены, а убеждены верными доказательствами в истине проповеди, и потому поверили».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 11-12 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых

Итак, я ли, Апостолы ли, все мы так проповедуем о Христе… что воскрес из мертвых. Как же, поэтому, некоторые из вас говорят, что воскресения мертвых нет?

Толкование на послания божественного Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали

Я ли более потрудился, они ли, но в проповеди, говорит, мы все согласны. И не сказал: если мне не верите, то им поверьте, ибо уничижил бы сам себя и оказался бы свидетелем истины, не стоящим веры: но говорит, что и он сам по себе достаточный свидетель, и они сами по себе достаточны. Словом проповедуем также подтверждает истину своих слов. Ибо мы говорим не скрытно, но явно, и не когда-нибудь, но и ныне. И вы так уверовали. Не сказал: ныне веруете, потому что они уже колебались. Но наряду с прочими и их веру называет свидетельницею истины. Вы, говорит, не поверили бы напрасно ложным и обманчивым речам, если бы не были убеждены в истине проповедуемого.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали

Это заключение предшествующих осьми стихов; девятый и десятый стихи составляют вводное объяснение на осьмой стих. Итак, я ли Павел, призванный к Апостольскому служению после других Апостолов, или они – другие Апостолы, Петр, Иаков и прочие, – все мы согласно проповедуем, что Иисус Христос, по человеческому естеству, как истинно умер, так истинно и воскрес. Это несомненно известно из писаний Пророков, и из многократных явлений Господа, по воскресении, Апостолам и многим ученикам Его, и из согласного учения Апостолов о том, что Христос истинно и действительно воскрес из мертвых. И вы, Коринфяне, так уверовали, или такую веру приняли, и она непоколебима, утверждаясь на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу.

Так Апостол утверждал истину воскресения Христова для того, чтобы обличить и вразумить отвергающих воскресение мертвых, и утвердить в вере ожидающих воскресения мертвых. Если о Христе проповедуется, что он воскрес из мертвых: то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? (1 Кор. 15:12) Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (ст. 20-23).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали

Вы так уверовали, - т. е. Церковь согласно признала, что как Евангелие 12-ти Апостолов, так и Евангелие Ап. Павла покоится на одном и том же основании - именно на событиях смерти и воскресения Христа, чрез которые мы, согласно писанию, получили освобождение от грехов.

См. также Толкование на 1 Кор. 15:1