Толкования на 1 Кор. 15:50

Свт. Иоанн Златоуст

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления

См. Толкование на 1 Кор. 15:47

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления

Плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут: и потому для спасения необходимо освободиться не только от влияния плоти, или грубых страстей, но и от влияния крови, посредством которой страсти действуют на душу утонченно.

Приношение современному монашеству (Глава 1).

Свт. Феофан Затворник

Сие же глаголю, братие, яко плоть и кровь царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует

«Плотию и кровию называет Апостол природу смертную. А ей, пока она смертна, невозможно улучить небесного царства. Сие-то и присовокупил Апостол: ниже тление нетления наследствует. Но явно, что, сделавшись нетленною, насладится обетованных благ» (Феодорит). Так же судит и Фотий у Экумения.

Сие же глаголю,– все это, начиная с 45 стиха, я говорил вам для того, чтоб убедить вас, что плоть и кровь,– это тело наше, в том виде, как оно теперь есть – грубое, многостихийное, грузное, и всегда готовое распасться, негоже для царствия Божия. Если предназначено ему участвовать в сем царствии, то оно наследовать его иначе не может, как претворено будучи. Тленное должно быть отдано тлению. Наследники нетленного царства должны облещися в нетление, ибо тление нетления не наследует. Не то хочет он сказать, что все воскресшие в нетленном теле непременно и царство наследуют, но что без воскресения и облечения в нетление, хотя бы и свят кто был, царствия, как оно устроено, не увидит. Он смотрит на человека целостного – в полном составе. Душа одна – не человек; тело же, как оно теперь есть, грубо и негоже для царствия. Ему и положено истлеть; вместо его дастся нетленное тело. Для сего был новый Адам, который воскрес и положил основание воскресению всех. Воскресением своим Он дал возможность быть наследниками нетленного царства Его. Участие в наследии подлежит другим условиям; но не будь воскресения в нетлении, исполнение этих условий не ввело бы в наследие его. Надобно облещись в нетленное тело и тогда войти в царство, если достоин того. Так оно устроено, что иначе сему быть нельзя, хотя устроено тоже сообразно с природою человеческою.

По ходу речи Апостола может родиться мысль, что кто не присвоился новому Адаму, небесному, тот не будет иметь участия и в нетлении. Надо поиметь в мысли, что Апостол берет человечество в целом его составе и в его предназначении: оно все предназначено к перерождению в Господе Иисусе Христе. Для того и сила воскресения Христова такова, что в Нем воскрешено уже все человечество. Это уже всем принадлежит, к славе ли кто воскреснет, или не к славе. Сила воскресения Христова и не может быть инакова: ибо воскресший есть Бог. Божеское нельзя ограничить каким-либо пределом времени или места. Воскресение Христово имеет всемирное значение и ввело чин бытия, на все простирающийся.

Во всем этом отделении, стихи 45–50, святой Павел рассуждает догматически, как выражается блаженный Фотий. Но вне контекста, все эти места, особенно же последние тексты: плоть и кровь царствия Божия наследити не могут, и: да облечемся во образ небеснаго, также: яков небесный, тацы же и небеснии,– могут быть принимаемы в смысле нравственных уроков, как принимались всегда и доселе принимаются. Святой Златоуст в этом смысле и толкует их; Фотий и Мефодий у Экумения параллельно проводят и догматические мысли, и нравственные уроки.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Исаак Сирин

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления

Нетлением он назвал ведение мира горнего, тлением же, плотью и кровью растлевающие страсти души и тела, которые находятся в плотском уме. Чистоту [назвал] Царством Божиим, [и также она есть] высшее и умное созерцание благодатных движений живых сияний, ведь только чистым душам можно войти. Посредством нетленных движений [ума] они поднимаются над тлением, плотью и кровью.

Слова подвижнические.


См. Толкование на Еф. 4:22

Прп. Максим Исповедник

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления

Что означают слова Апостола: Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия?

Плоть — это вожделение, а кровь — это гнев. Разумеется, кто от этого не очистился, тот не может наследовать Царствия Божия.

Вопросы и затруднения.

Прп. Нил Синайский

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления

Сказано: «плоть и кровь царствия Божия не наследят» (1 Кор. 15:50). То есть плотские по нравам люди извергнуты будут из царствия. «Вы же, – сказано о верных и духовных, – несте во плоти, но в дусе» (Рим. 8:9).

Письма на разные темы. Трибуну Софронию.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия

Хочешь ли доказать самым ясным образом истину нашего воскресения из мертвых и образ воскресения – читай 15-ю главу Первого послания апостола Павла к Коринфянам, 50-й стих. Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Царство Божие совсем отлично от царства человеческого, земного. Как Бог есть Дух, то и царство Его совершенно духовное, и подданные этого царства – тоже существа духовные. Плоть и кровь, вообще все тленное, не может иметь места в этом царстве.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феофилакт Болгарский

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия

Поскольку сказал: образ перстного, то как бы в объяснение его говорит, что образ перстного суть плоть и кровь, то есть дела плотские и свойственные тучности тела, которые не могут наследовать Царствия Божия.

И тление не наследует нетления

То есть злоба, растлевающая благородство души, не может наследовать оной славы и нетленных благ. Можешь принимать и так, что все это сказано не об образе жизни, но о воскресении. Например, слова плоть и кровь значат: в будущем веке будет наслаждаться царством не нынешнее тело, состоящее из плоти и крови. Ибо там нет пищи и питья, которыми питается нынешнее тело. И тление, то есть тленное тело не наследует нетленного. Посему необходимо нашему телу сделаться духовным и нетленным. Впрочем, знай, что Златоуст принимал эти слова апостола за увещание к лучшей жизни.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления

Не будем отвергать плоть, но станем презирать дела плоти. Не будем отвергать плоть, которая с Христом будет править на небе. Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия - не кровь и плоть, но дела плоти.

Трактат на Псалмы (Пс. 143).

Севериан Габальский

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления

Многие еретики приводят эти слова [как аргумент] против воскресения от большого неразумия. Ведь апостол не сказал, что плоть и кровь не воскресают, но сказал, что они не наследуют Царства Божия. Он исключил [для них] Царство Сына Божия, а не благодать воскресения. Итак, вот что он говорит: «плоть, будучи плотью, не наследует [Царства Божия], и кровь, будучи кровью, не наследует». Ибо до тех пор пока плоть есть плоть, она тленна, а тогда, облачившись в нетление плоти и оставив немощь, она становится чем-то иным, то есть нетленной.

Фрагменты.

Амвросиаст

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления

Под плотью апостол имеет в виду вероломство, позорную кровь и распутную жизнь, которую порождает страсть от горячей крови. Говорит так, чтобы показать, что не только неверующий не получит достойного воскресения, но и тот, кто угождает желаниям и грехам плоти.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления

Этот стих представляет собою переход к следующему отделу. Плоть и кровь, т. е. наш нынешний телесный организм, не могут остаться не измененными, когда верующие должны будут вступить в славное царство Христово. - Тление - это те же плоть и кровь, но как бы уже тронутые тлением.

См. также Толкование на 1 Кор. 15:35