Толкования на 1 Пет. 3:19

Свт. Кирилл Александрийский

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

[Апостол] объясняет здесь ту антитезу, о которой некоторые, обращающие на нее внимание, говорят: если было полезно вочеловечение, почему [Христос] не вочеловечился гораздо ранее? Ведь Он находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал? Чтобы освободить тех, которые должны были уверовать, Он пришел к ним, находящимся на земле, во время воплощения, и они в совершенстве познали Его, явившегося в преисподней, и постигли это явление. Придя душою, Он проповедовал находящимся в аду, будучи видим среди душ как душа. Привратники ада, узрев Его, устрашились, медные двери были сокрушены, и железные засовы разбиты. Единородный возвещал страждущим душам как власть имеющий в соответствии со словом домостроительства, говоря: Вы, что в узах, выходите! Вы, что во тьме, прозрейте! Таким образом, Он и в аду проповедовал, чтобы освободить тех, которые должны были уверовать, как если [бы] Он пришел к ним, воплотившись во время их жизни. Ибо они и в аду в совершенстве познали Его.

Касающееся нас домостроительство по большей части превосходит природу и предание, и потому как всем на земле Христос возвещал через пришествие плотью и уверовавшие получили пользу, так и через сошествие в ад Он освободил от уз смерти уверовавших и познавших Его. Ибо души живших в идолопоклонстве и беззаконной разнузданности, словно ослепшие из-за плотских страстей, были неспособны узреть сияние богоявления, дабы верно познать Того, Кто [пришел] для освобождения всех.

Фрагменты.

Свт. Климент Александрийский

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

Лица же Его не видели, однако звук голоса слышали.

Заметки на Кафолические послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

Быв умерщвлен по плоти, то есть как человек; но ожив духом, как Бог. Под словом Духом разумеют Бога, а под плотью - человека. О первом свидетельствует евангелист, когда повествует, что Христос, истинная Премудрость, беседуя с самарянкой, сказал: Бог есть дух (Ин. 4, 24), а о втором свидетельствует все Священное Писание. Отсюда ясно, что Христос сугуб (двоичен) не Лицем, но естеством. Которым поставлено вместо почему. Ибо сказав, что Он умер за нас, неправедных, апостол говорит затем, что Он проповедовал и содержимым во аде. Дойдя до сего, апостол должен был еще объяснить, как смерть Христова полезна была для прежде усопших, и решить вопрос: если вочеловечение Господа было для спасения всех, то какое спасение получили прежде умершие?« Он сразу разрешает то и другое и говорит, что смерть Христова произвела то и другое вместе, надежду воскресения чрез Его воскресение и спасение усопших прежде. Ибо те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий. Он говорит: «Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих». Ибо от произволения каждого зависело (как требовала разумность) не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя.

Толкование на Первое послание апостола Петра.

Ориген

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

Если же место о развязывании ремней обуви Иисуса (Ин 1:27) имеет сокровенный смысл, его не следует обходить молчанием. Итак, я думаю, что воплощение, при котором Сын Божий принял плоть и кости, является первым [пребыванием в узах] обуви, нисхождение же в ад - что бы ни называлось адом - и странствие в темницу духов - вторым. Слова не оставишь души моей в аде (Пс 15:10) из Псалма 15 сказаны о нисхождении [Христа] в ад; а о странствии в темницу духов говорит Петр в кафолическом послании: Быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега (1 Пет 3:18-20). Итак, могущий в соответствии со своим достоинством объяснить оба странствия, способен развязать ремни обуви Иисуса (Ин 1:27).

Комментарии на Евангелие от Иоанна.

Тертуллиан

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

Он [Христос] спустился в преисподнюю, чтобы на том свете сделать патриархов и пророков причастными к спасению.

О душе.

Пруденций

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

Чтоб спасенья дар не минул тех, кто в преисподней скрыт, В самый Тартар Он вступает сквозь крушимые врата - Прочь запоры, петли с корнем вырваны из косяков. Для входящих отверзаясь, двери выход стерегли, Ныне ж убраны препоны, возвращает мертвых ад, И от черного порога душам путь вовне открыт.

Гимны на всякий день.

Аммоний

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

Спросил меня ученый Кесарий, все ли души освободил от уз Иисус, Слово Божие, сойдя во ад? Я ответил: да. Далее он сказал: и Иуда был освобожден? Да, я сказал, разумеется. Ибо когда Вседержитель присутствует, невозможно для тирана и его слуги, я имею в виду смерть, более удерживать пленников. Итак, что же, говорит, сотворил Господь? Возвестил как на земле, так и всем тем, кто в аду, о том пути, который ведет в жизнь вечную, чтобы веровали в Отца и в Него, вочеловечившегося и умершего за нас и сошедшего в ад, и во Святого Духа; и уверовавших Он вывел вместе с Собой [из ада], не уверовавших же Он оставил внизу опять в прежнем их состоянии.

А Иуде, возвестил ли Он и дал ли ему возможность в покаянии последовать Ему? Я ответил, что так не думаю, ведь излишним было проповедовать знающему [истину], ведь если собирающиеся креститься сразу оглашаются относительно таинств, то и Иуда не только был научен таинству и принял его, но и проповедовал его другим и удостоился принять божественную благодать, так что изгонял бесов и совершал исцеления. Позднее же по своему свободному выбору он, отвернувшись, потерпел крушение. Ведь он не был отвергнут Христом, как ты мне говоришь, ведь не постыдился и после того, как Иисус умыл ему ноги вместе с одиннадцатью, от обличения отвратиться и остался верен своей цели. И не говори мне, что он невольно совершил зло, ведь этого [мнения] не придерживается никто из христиан, как, пожалуй, и ни один благочестивый человек. Ведь и сам Иуда ни на кого не возложил вину за свое преступление, кроме себя самого.

Фрагмент.

Лопухин А.П.

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

См. Толкование на 1 Пет. 3:18