Толкования на 1 Сол. 3:12

Свт. Иоанн Златоуст

а вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам

См. Толкование на 1 Сол. 3:11

Свт. Феофан Затворник

вас же Господь да умножит и да избыточествит любовию друг ко другу и ко всем, якоже и мы к вам

Благожелания солунянам в духе веры и упования. — Желает им совершенства в любви, которая одна сильна сохранить их непоколебимыми в вере и чистыми по жизни до самого второго пришествия Христова, в котором решается вечная участь каждого.

Вас же Господь. Прежде говорил: Бог и Отец, и Господь… а теперь только Господь. Это потому, что Господь и Отец — едино суть, по слову Самого Господа: Аз и Отец едино есма (Ин. 10, 30), и потому, что вслед за ним прилагаются благожелания по домостроительству нашего спасения, которое Триипостасный Бог совершает чрез воплотившегося Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа.

Да умножит и преизбыточествит любовию — это то же, что да исполнит и преисполнит любовию. Святой Златоуст выражает значение обоих слов одним: да возрастит. Блаженный же Феодорит разделяет значение каждого слова и первое относит к умножению числа верующих, а второе — к объединению всех их в любви. «Молится, чтоб восполнил их числом и сделал избыточествующими в любви, то есть приобретшими совершенную любовь, так чтобы им нимало не иметь в ней недостатка».

Любовию друг ко другу и ко всем. — Любви исключительно желает ради того, что она есть союз совершенства (Кол. 3, 14), есть исполнение закона (Рим. 13, 10). Преспеяние христианское есть преспеяние в любви (1 Тим. 6, 11). Как Сам Господь, как другие Апостолы, так и святой Павел выше всего в христианстве ставит любовь (1 Кор. 13 глава).—Но кого разумеет Апостол под — ко всем? — Если под — друг ко другу — разумеет только уверовавших , солунян, то ко всем будет означать — ко всем прочим христианам. Так Феодорит: «Чтобы оказывали любовь не только друг ко другу, но и ко всем единоверным, где бы они ни находились». Если же под друг ко другу разуметь христиан вообще, то ко всем будет означать всех людей. Так Экумений: «Дело христиан не только братьев любить, но и всех людей, и верующих, и неверующих». Святой Златоуст разумеет любовь ко всем, без указания на веру. «Смотри, как хочет распространить эту любовь! — Не только друг ко другу, но и ко всем. Ибо в том поистине обнаруживается любовь по Богу, что она стремится обнять собою всех. Если же ты одного любишь, а другого нет, то твоя любовь человеческая». Святой Апостол Павел нередко внушает любовь ко всем людям. Так Тит. 3, 2; 1 Тим. 2, 1; 1 Сол. 5, 15; и подобное.

Яко же и мы к вам,— подразумевается: полны и избыточествуем любовию. Выражение усеченное требует дополнительных мыслей. Можно так: сказав о любви ко всем, он дал намек и на себя, говоря как бы: ко всем, и к нам… После сего естественно будет следовать: якоже и мы к вам — или прямо: любите себя взаимно и всех, как мы вас любим, — то есть бескорыстно, с готовностию на всякие жертвы, как говорит он о себе во 2-й главе. Свою любовь, известную солунянам и испытанную ими, ставит в образец: «Нас имейте мерою и образцом любви» (Феофилакт). Ставить себя в образец обычно святому Апостолу Павлу (2 Сол. 3, 9; Флп. 3, 17). Но на себе он не останавливает христиан, а от себя возводит ко Христу Господу, говоря: подражатели мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 11, 1). Таким образом, он всех возводит к Единому. В деле нравственного воспитания пример сильнее всякого слова.

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Прп. Ефрем Сирин

а вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам

См. Толкование на 1 Сол. 3:11

Прп. Иустин (Попович)

а вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам

См. Толкование на 1 Сол. 3:11

Блж. Августин

а вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам

Ведь если бы мы прежде возлюбили, чтобы по этой заслуге и Он нас возлюбил, то прежде мы Его избрали бы, чтобы и от Него избрания удостоиться. Но Тот, Кто есть истина, иное говорит, и подобному людскому тщеславию явно прекословит: Не вы Меня избрали, говорит (Ин 15:16). А если не вы избрали, то, без сомнения, и не вы возлюбили: ибо как бы избрали того, кого не любили? Но Я, говорит, вас избрал (Ин 15:16). Как же после этого не избрали и они Его и не предпочли всем благам нынешнего века? Но они избрали Его, потому что сами избраны были; а не потому избраны были, что избрали они. Не было бы никакой заслуги у людей, избирающих Бога, если бы их, избирающих, не предваряла бы Божия благодать. Потому и апостол Павел, благословляя фессалоникийцев, сказал: А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем. Это благословение, чтобы любить друг друга, нам дано от Того, от Кого нам прежде был дан закон, чтобы мы возлюбили друг друга.

О благодати и свободной воле.

Блж. Феофилакт Болгарский

а вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем

Видишь ли неудержимый порыв любви в том, что он молится о них, чтобы Господь исполнил и преисполнил их в любви. И не только друг ко другу, но и ко всем. Ибо в том и обнаруживается любовь к Богу, что она стремится обнять всех. Если же ты одного любишь, а другого нет, то это любовь человеческая.

какою мы исполнены к вам

С нашей стороны, говорит, она уже есть; просим, чтобы на будущее время была и с вашей стороны. Нас имейте мерой и образцом любви.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

а вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам

См. Толкование на 1 Сол. 3:11