Толкования на 1 Сол. 5:8

Свт. Феофан Затворник

мы же сынове суще дне, да трезвимся, оболкшеся в броню веры и любве, и шлем упования спасения

Напоминание о бдении и внимании привело на мысль стражу военную, бодренную, стража – вооружение. Апостол и переходит теперь к сему новому сравнению, которое особенно любит и употребляет часто (2 Кор. 10, 4; Рим. 6, 13; 13, 12; Еф. 6, 11). Как воин на страже внимательно смотрит, не подкрадывается ли враг, а на случай нападения вооружен для отражения врага, так и нам следует – не только смотреть за ухищрениями нравственных врагов, но и быть готовыми отразить их во всякое время, вооружившись, как следует христианину. «Не довольно бодрствовать и трезвиться, надобно и вооруженным быть. Ибо если кто не имеет оружия, то хотя бы он был бодр и трезв, его могут тотчас умертвить разбойники. Итак, если необходимо и бодрствовать, и трезвиться, и быть вооружену, а мы будем оставаться без оружия, будем наги и еще – спать, то кто помешает врагу вонзить в нас меч? Поэтому-то и вооружает нас Апостол» (Златоуст). «Сие сказал он в другом месте: нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная и облечемся во оружие света (Рим. 13, 12). Да ограждают нас, говорит он здесь, вместо брони вера в Бога и любовь к ближнему, а несокрушимым для нас шлемом да будет упование обетованного спасения» (Феодорит). Вера с любовию весь состав души ограждают, не допуская неправых мыслей и движений сердца, а упование бережет главу жизни – энергию, которая тотчас падает как скоро в душу закрадывается нечаяние. Вера, любовь, упование, – главные отправления христианской жизни, – суть вместе и сильные оружия к отражению вражеских нападений: вера отражает стрелы лжи, неверия, заблуждения; любовь – приманки и увлечения греха и страстей; упование – все колебания верности наличными бедами и скорбями и сокрытием будущего, уверяя, что Господь никогда не оставит нас, если мы не отступим от Него, будет хранить нас и защищать и несомненно введет в царство Свое вечное. Исполненный веры, любви и упования есть сын дня. Светло у него воззрение на все сущее и бывающее от веры; светла совесть от неопускаемых никогда дел любви; светло все вокруг и впереди от упования и преданности в волю Божию: аще Бог по нас, кто на ны (Рим. 8, 31)? – Вот настоящий бодренник и трезвенник!

Святой Златоуст пишет: «Облекшеся, говорит, в броню веры и любве, заповедуя таким образом и вести жизнь праведную и исповедовать правые догматы. Смотри, как он объяснил, что значит бодрствовать и трезвиться, – именно — иметь броню веры и любви. Не какую-нибудь веру, но пламенную, искреннюю, соделывающую непобедимыми тех, которые ограждены ею. Подобно тому, как никто не может скоро рассечь броню и она составляет оплот для груди; так и ты огради душу верою и любовию и ни одна из разжженных стрел диавола не в состоянии будет вонзиться в нее. Где сила души будет ограждена оружием любви, там напрасны и суетны все покушения злоумышляющих, потому что ни злость, ни зависть, ни лесть, ни лицемерие и ничто другое не в состоянии будет коснуться такой души. Не сказал просто: в любовь, но сказал, что надобно облечься в нее, как в броню крепкую. Сказавши это, далее прибавляет: и шлем упования спасения. Как шлем охраняет самое важное в нас, то есть голову, окружая и покрывая ее со всех сторон, так и упование не даст упасть нашему уму, но держит его прямо, как голову, не попуская ничему стороннему упасть на него. А до тех пор, пока на нее ничто не падает, мы не наклоняемся вниз. В самом деле, тому, кто огражден этим оружием, невозможно никогда упасть. Ибо пребывают, сказано, вера, надежда и любы, три сия» (1 Кор. 13, 13).

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Прп. Ефрем Сирин

мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения

Мы же, будучи сынами дня, то есть сынами Евангелия, трезвимся в добрых делах, и да облекаемся совершенством веры и любовью совершенною, – возложим на себя шлем надежды спасения жизни.

Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.

Прп. Иустин (Попович)

мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения

Но мы, христиане, – сыны дня, дня Христова, который забрезжил с пришествием Христа на землю и никогда не кончится: вечный, бесконечный день света Солнца Правды, Богочеловека Христа. Этот чудесный свет изгонит далеко, до самого ада, всякий мрак греха, смерти и зла.

Рожденные от света христиане – сыны света, и поэтому они всегда бдят о всяком божественном добре, об истине, правде, любви и молитве. Облеченные в броню веры и любви, христиане отражают все разжженные стрелы искушений лукавого. Когда вера и любовь оберегают душу и совесть, то ни один грех не может возобладать ими, поскольку божественный свет, находящийся внутри, уничтожает грехи. Посредством грехов все видимые и невидимые христоборцы обрушивают на нас свой мрак, который мы, христиане, преодолеваем твердой надеждой на спасение с помощью Всемилостивого и Человеколюбивого Спасителя Христа. Эта надежда спасения – шлем на главе нашей души, защищающий от всякого страха, малодушия и уныния. Какие бы скорби и страдания на нас ни обрушились, надежда спасения сильнее их всех, поскольку ее дает Всесильный и Всеблагой Господь.

Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения

См. Толкование на 1 Сол. 5:7

Ориген

мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения

См. Толкование на 1 Сол. 5:5

Лопухин А.П.

мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения

Новое сравнение христианина с воином, готовящимся к битве. Это место интересно сравнить с Еф VI:14-17. Здесь мы читаем: броня «веры и любви», а в Еф. «броня праведности»; здесь «шлем надежды спасения», там, «шлем спасения». Любовь - здесь - упомянута на втором месте - сравни 1 Кор. XIII:13; в Еф. любовь совершенно опущена. «Надежда» - в согласии с общим духом послания к Ф., поставлена на последнем месте (смотри I:3). Основой для всего стиха могли служить след. места у Ис LIX:17 и Прем Сол V:17-20.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1 Сол. 5:4