Толкования на 2 Кор. 4:17

Свт. Иоанн Златоуст

Еже бо ныне легкое печали нашея, по пре­умноженiю въ преспеянiе тяготу вечныя славы соделоваетъ намъ

См. Толкование на 2 Кор. 4:16


Смысл слов его следующий: скорбь много пользы приносит нам и здесь, делая нашу душу более разумною и любомудрою, но после она доставит нам и бесчисленные блага в будущем, блага не равноценные трудам, но далеко превосходящие подвиги и в количестве и в качестве. Объясняя, говорю, то и другое, Павел делает сравнение важности опасностей с важностью наград, и кратковременному противополагает вечное, легкому — тяжелое, скорби — славу. Скорбь, говорит, временна и легка, а успокоение, — впрочем он не сказал: успокоение, а слава, что гораздо больше успокоения, — вечно, постоянно и велико. Тяготою же здесь он выразил не обременительность и трудность, а многоценность и важность, по обычаю тех многих, которые обыкновенно называют многоценное и веским. Итак, когда он говорит: тяготу славы, он разумеет великость славы. Не о том только думай, — как бы так говорит он, — что тебя мучат и преследуют, но и о венцах и наградах, которые гораздо больше и блистательнее настоящих благ, и не имеют ни конца, ни предела. Но эти блага, скажешь, на опыте, а те в надежде; эти явны, а те не видны, отдаленны и высоки. Но хотя они и не видны, однако явственнее видимых. Что я говорю: явственнее? — их ты можешь видеть лучше, нежели эти; потому что эти проходят, а те всегда пребывают. Поэтому он и присовокупил: не смотряющым нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна.

О воскресении мертвых.


Таково свойство праведных: когда они терпят для Бога, то не смотрят на то, что происходит, но, размышляя, все с легкостью переносят. Так и Павел, учитель язычников, называл легкими темницы, предание суду, ежедневные опасности, многие невыносимые скорби не потому, что они были таковы по природе, но потому, что причина происходящего ставила его в такое расположение, что он не обращал внимания на приключающиеся бедствия. Послушай, что он говорит: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу. Ожидание, говорит он, стяжать будущую славу и вечное блаженство помогает нам безропотно переносить эти непрерывные скорби и считать их легкими. Ты увидел, как любовь к Богу отнимает силу у несчастий и не позволяет даже ощущать их тяжесть? Поэтому и блаженный Ной все переносил кротко, питаясь верой и надеждой на Бога.

Гомилия 25 на Книгу Бытия.

Свт. Феофан Затворник

Еже бо ныне легкое печали нашея по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам

Еже ныне,– το παραυτικα,– нынешнее, мгновенное. Легкое печали – легкие прискорбности. Как ни велико, говорит, то, что мы терпим, так что нас справедливо надо назвать насмертниками; при всем том это суть только прискорбности, легкие и скоропреходящие, если смотреть на них с точки зрения будущей славы. Что сия жизнь пред вечностию, и стоит ли брать ее в счет, если бы и всю ее беспрерывно пришлось прострадать? Печали бывают и очень чувствительные; но как они все проходят, а минувшая печаль уже не тяжела, то они все в собственном смысле легки. Печаль, конца не имеющая, хотя бы она и невелика была, не может не казаться подавляющею. По преумножению в преспеяние,– καθ υπερβολην εις υπερβολην,– по преизбытку в преизбыток,– хочет сказать: меры нет в каком преизбытке, «в величайшем преизбытке» (святой Златоуст); «будущая слава имеет величие преизобильно преизобильное» (Феофилакт). Тяготу вечныя славы,– αιωνιον βαρος,– вечную тяготу славы. В противоположность скоропреходящим легким прискорбностям ставится вечная тяжелая слава,– слава представительная, полновесная. «Легкому и удобоносному противопоставляет Апостол тяжелое, то есть многоценное» (Феодорит). Соделовает нам,– приготовляет нам; терпим здесь, а там слагается уже, что следует за претерпеваемое здесь. Идут современно: здесь легкая прискорбность, там залог полной славы. «Смотри, как он отнимает силу у скорбей настоящей жизни; когда настоящее противополагает будущему, временное – вечному, легкое – полновесному, скорбь – славе. Все дело полагает он в надежде» (святой Златоуст). Прискорбности внешние верою и благодатию поставляют страждущего в тесное общение со страданиями и смертию Христовою. Оттого они бывают проводниками и жизни Христовой, обновляющей внутреннего человека. Но то же общение в страданиях и смерти Христа Господа, прославленного уже, служит основанием прославления и страждущих Его ради. Отсюда следует, что скорби, обновляющие внутреннего человека, служат вместе залогом вечного прославления. Посему Апостол поставляет обновление внутреннее с прославлением будущим в некоторой причинной связи: еже бо.– Они сходятся путем скорбей в одном источнике, прославленном Господе Спасителе, обновляющем духовно общащихся с Его страданиями и смертию силою веры и благодати и готовящем им славу, какою Сам облечен, восседя одесную Отца, яко победитель смерти и ада.

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 17-18 Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно

Ибо, хотя мы ныне и терпим легкое страдание и мучение, но (за то) слава, которую мы имеем получить, вечна; поелику мы смотрим не на видимое сие, которое есть временно, но на то невидимое, которое остается на веки.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу

Кто даст мне это светлое око ума апостольского, которое могло бы прозирать сквозь завесу мира видимого в горние страны мира невидимого? Кто даст мне это живое убеждение в земных скорбях и страданиях правды ради, что они тяготу вечной славы соделовают мне? Но что я? – У меня нет этих скорбей. Я живу в утешениях мира. Боже мой! Если Тебе угодно будет посетить меня такими скорбями, даруй Ты мне тогда это живое убеждение апостола Твоего, что легкая скорбь моя готовит мне тяжесть вечной славы; даруй мне тогда, да и теперь, чаще устремлять взор души моей в область невидимого мира, в Твое Царство Небесное, и не останавливаться взором своим на видимом, чувственном, вещественном: видимое временно – рано или поздно все земное пройдет, кончится – а невидимое вечно.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу

Человеческое терпение, которое есть благо, заслуживает похвалы и достойно именоваться благодетелью, в том состоит, что мы, не теряя душевного равновесия, переносим зло и не теряем равновесия настолько, чтобы пренебрегать добром, через которое достигаем лучшего. Нетерпеливые люди, не желая выносить страдания, избежать их не могут, но обрекают себя лишь на большие страдания. Напротив, терпеливые, предпочитающие выносить несправедливости, а не совершать их своим нетерпением, уменьшают и страдания, которые терпят, и избегают большего зла, в которое, если бы не было у них терпения, они оказались бы втянутыми. Принимая страдания, которые краткосрочны и преходящи, они не отступают от добра, которое велико и вечно, ибо нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, говорит апостол, которая откроется в нас (Рим. 8:18). И еще он говорит: кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.

О терпении.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу

Изъясняет, каким образом обновляется внутренний человек, и говорит: размышлением, что скорбь кратка, то есть временна, и легка потому, что временна, а слава и вечна, и имеет вес, то есть величие в высшей степени, ибо таково значение слов: в безмерном преизбытке.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу

То было не кратковременное легкое страдание для всех и каждого, но именно для Павла и ему подобных, поскольку совершенная любовь Божия в Иисусе Христе излилась в сердца их Духом Святым (Рим. 5:5).

Комментарий на Песнь Песней.

Амвросиаст

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу

Страдания текущего времени, которые по причине веры случаются, называет апостол кратковременными и легкими, поскольку они преходящи. И в безмерном преизбытке будет воздана вечная слава претерпевающим. Ибо малым трудам грядет великая награда, и за малое страдание в безмерном преизбытке воздастся слава вечная.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу

В подлинном тексте дается здесь мысль о том, что будущее прославление, если его поместить в одной чашке весов, перевесит те небольшие, в общем, страдания этой жизни, которые помещены в другой чашке весов. (Ср. 1 Пет. 1:6, 7).

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2 Кор. 4:13