Толкования на 2 Тим. 2:13

Свт. Иоанн Златоуст

если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

Слова: ничего не может творить Сам от Себя (Ин 5:19) - означают только то, что Он не делает ничего противного Отцу, ничего чуждого Ему, ничего несообразного, а это еще более показывает между Ними равенство и совершенное согласие. Почему же Он не сказал, что ничего противного не творит, а сказал: не может творить? - чтобы и этим опять показать неизменность и совершенство равенства. Это выражение означает не бессилие Его, а, напротив, свидетельствует о великой Его силе, подобно тому, как и об Отце Павел в другом месте говорит: в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать (Евр 6:18); а также: если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

Беседы на Евангелие от Иоанна.


Видишь ли, что выражение: «не может» служит знаком могущества? Но что говорить о Боге? Обращу речь к чувственным, вещественным предметам. Если я говорю, что алмаз не может разрываться, то этим словом: «не может» о слабости ли его свидетельствую, или о величайшей его крепости? Итак, когда ты услышишь, что Бог не может согрешить и не может лгать, не может и отречься от Себя, то под этим словом – «не может» – разумей не слабость, но величайшее могущество, т.е. что Его существо не принимает никакого зла, не доступно ему, чисто и превыше его.

Беседа, сказанная в Великой церкви после того, как епископ сказал поучение на Евангелие.

Свт. Афанасий Великий

если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

У язычников их так называемые лжеименные боги не верны в отношении и к бытию, и к обетованиям; потому что они не повсеместны, но, и местно будучи чтимы, со временем исчезают и сами собою падают. …В подлинном же смысле единый и истинный Бог всяческих верен; Он - всегда один и тот же, и вещает: Видите ныне, (видите), что Я есть (Втор 32:39) и не изменяюсь (Мал 3:6). Потому и Сын Его верен, всегда пребывает, не изменяется, не лжив и по бытию, и в обетованиях, как опять говорит апостол, когда пишет фессалоникийцам: верен Призывающий вас, Который и сотворит сие (1 Фес 5:24). Поскольку творит, что обетовал, то верен Глаголющий. А что речение это в Послании к Евреям означает и неизменяемость, об этом пишет апостол так: Если мы неверны, Он пребывает верен; ибо Себя отречься не может.

Против ариан.

Свт. Феофан Затворник

Аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может

Слова сии темноваты. Но будем держать во внимании цель Апостола, и это даст некие лучи в разрежение сей темноты. Апостол доказывает несомненность упования нашего, что прилепляющиеся к Господу верою и любовию улучат спасение со славою вечною. Доказательство сему главное и существенное то, что Сам Господь, умерши, воскрес и пребывает теперь во славе. Поелику верующие в Него бывают едино с Ним, то несомненно — и им принадлежит сия слава, — вечная с Ним жизнь и соцарствование Ему. Но, конечно, не безусловно, а под тем условием, если они пребудут верны Ему, несмотря на предлежащие им страдания и смерть. Ибо если они отвергнутся Его при этом, то и Он отвергнется их. При всем том, однако ж, ведать надлежит, что чрез это обетование славы верующим нисколько не колеблется. Слава сия уже есть, уготована и ожидает только тех, кои бы вступили в нее. Пусть некоторые не вступят, быв достойно отвержены Господом. Но достойные всегда будут иметь возможность вступить: ибо Царство сие открыто и вечно пребудет таким. Даже допустим нечто невозможное,— допустим, что мы все неверными окажемся и, следовательно, достойными того, чтоб быть отверженными и лишенными Царства славы: но Царство сие все же есть и вечно пребудет открытым. Ибо оно совмещено в Самом Господе; почему когда Господь есть, то и оно есть. Господь же всегда есть, следовательно, всегда есть и Царство славы. Господь не может отрещися Себе, — то есть перестать быть Тем, чем Он есть. Не может и Царство славы престать, ибо оно в Нем. Так несомненно верно обетование Царства славы и верен Господь, давший сие обетование. Ибо неверным Ему в сем сказаться есть то же, что перестать быть Тем, чем Он есть. Он восприял в Свое Лицо человечество и, в Себе сочетав его с Триипостасным Божеством, обожил его. Человечество уже осенено Божескою славою; и отменить сего никто и ничто теперь не может. Это и есть обетованная верующим слава. Отсюда черпая, и они облекутся славою.

Можно и другим образом то же изложить. Аще не веруем, ει απιστουμεν, — неверующими бываем, или, уверовав, неверными вере оказываемся. Мы — не все, а некоторые из нас; ибо всех не мог разуметь Апостол, веруя сам в совершенстве и зная многих,— и премногих,— других, верующих так же. Пусть, говорит, некоторые оказываются неверными из верующих и потому отверженными Господом; это нисколько не нарушает обетования Господня о прославлении верующих. Обетование сие поставлено под условие верности. Оказываются неверными — и обетования не получают. Верные же всегда получат его. Господь верен пребывает и к ним, облекая их славою, и к неверным, лишая их оной и отвергаясь от них. Неверие и неверность не Его экономию спасения расстроивают, а вредят неверующим и неверным. Так святой Златоуст: «отречением от веры мы вредим себе, а отнюдь не Богу и не можем вредить Ему. Если же Он не терпит никакого вреда, когда мы отрекаемся от Него; то значит, что Он требует исповедания нашего не для чего иного, как для нашей же пользы. Он пребывает одним и Тем же, отрекаемся ли мы от Него или не отрекаемся; отрещися бо Себе не может,— то есть отречься от того, что Он есть».

Толкование на второе послание к Тимофею.

Прп. Ефрем Сирин

если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

Если не веруем, то этим мы не доставляем Ему никакого затруднения, ибо Он верен пребывает; отречься Себя не может.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Икумений Триккский

Аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может

См. Толкование на 2 Тим. 2:11

Блж. Августин

если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

Но поскольку я сказал, что Вседержитель не может только того, чего не желает, пусть никто не сочтет, что я опрометчиво сказал, будто бы Вседержитель чего-то не может. И блаженный апостол говорил об этом: Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. Но именно потому Он не может, что не желает; именно потому, что и желать этого не может. Ибо не может праведность желать того, что неправедно, или мудрость желать того, что неразумно, или истина желать того, что ложно.

Проповеди.


Бог всемогущ, и поскольку Он всемогущ, Он не может умереть, не может обмануться, не может солгать и, как говорит апостол, Себя отречься не может. Столь многого не может - и всемогущ? А потому и всемогущ, что не может этого. Ибо, если бы Он мог умереть, Он не был бы всемогущим; если бы Он мог солгать, обмануться, обмануть, поступать несправедливо, Он не был бы всемогущим, потому что, если бы это в Нем было, Он не был бы достоин быть всемогущим. Абсолютно всемогущий, наш Отец не может совершать прегрешения.

О символе веры к катехуменам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Если мы неверны, Он пребывает верен

Если мы не верим, то Он не терпит от этого никакого вреда; Он истинен. Он неизменен, отрекаемся ли мы, или не отрекаемся от Него.

Ибо Себя отречься не может

То есть не может не быть. Не такова Его природа, чтобы Ему обратиться в небытие. Он существует всегда, хотя бы мы не исповедывали Его. Поэтому польза или вред от того, признаем ли мы Его, или отрекаемся от Него, в том и другом случае бывает не для Него, а для нас.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может

См. Толкование на 2 Тим. 2:11