Ст. 18-19 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу
Чрез два непреложныя дела, в коих невозможно солгать Богу - одно, что поклялся Самим Собою, - о другом сказал Давид: поклялся Господь, и не раскается, что Ты - священник во век по подобию Мелхиседека, - нам, сделавшимся наследниками этого обетования, утешение твердое является, так как мы прибегли для укрепления себя не к правосудию Божию, то есть не как прежние, - но обратились к самому милосердию Божию и со всем тщанием твердо да пребываем в этом, дабы изъял и вывел нас из среды зол сего века и открыл нам путь во внутреннейшее завесы (т.е. за завесу).
Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать
Какой и какой? Как тем, что просто сказал и обещал, так и тем, что к обетованию присоединил клятву. Так как у людей считается более достоверным то, что с клятвой подтверждено, поэтому и Бог присоединил ее. В которых, вместо из них, - из этих двух вещей обетование является наиболее достоверным, и невозможно Богу солгать. Посему, как поклялся Он ради нас, хотя Ему и недостойно клясться, так понимай и то, что «Он навыче от сих, яже пострада». Ибо и люди более считают достоверным то, что познано на опыте.
Твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду
То есть великое утешение и ободрение. Это сказано не столько по отношению к Аврааму, сколько по отношению к нам, прибегшим к Нему, то есть возложившим на Него надежду. В чем же мы имеем ободрение? В том, чтобы держаться за предлежащую надежду: то есть чтобы мы, на основании того, что дано было Аврааму, были убеждены и относительно обетований, касающихся нас, и не сомневались бы относительно грядущих и небесных благ, на которые надеемся; напротив, чтобы мы твердо и безопасно держались этой надежды и не утратили ее. Ибо обетование Аврааму есть обетование и нам, и преимущественно нам, уверовавшим во Христа, как сказано выше.
Да двема вещьми непреложными, в нихже невозможно солгати Богу, крепкое утешение имамы прибегшии ятися за предлежащее упование
Все равно: просто ли Бог дал обетование, – оно неизменно и твердо, присоединена ли к обетованию клятва, – оно остается одинаково неизменным и твердым. Присоединена же она для совершеннейшаго убеждения нашего, дабы по этим двум основаниям мы имели крепкое утешение «ятися за предлежащее упование»: т. е. имели бы сильнейшее влечение души и убеждение мысли в наследии того, что обещано. Мы же «прибегшии к Богу» – конечно верою, как и Авраам, отец наш по вере.
Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.
дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду
«Дабы в двух непреложных вещах», в обетовании самом по себе и клятве, как непреложных действиях Божиих… - «Твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду…», т.е. чтобы не только без всякого сомнения, но даже с твердым утешением мы ждали исполнения обетований Божиих верующим.