Толкования на Деян. 2:16

Свт. Иоанн Златоуст

но это есть предреченное пророком Иоилем

И не сказал Петр, что это - Дух Святой, и не истолковал слов пророка, но привел лишь одно пророчество, предоставив ему говорить самому за себя. Ничего пока не говорит он и об Иуде, потому что всем было известно, какая казнь его постигла. Но он молчит, зная, что ничто на них так сильно не действует, как то, когда беседуют с ними на основании пророчества - это сильнее даже самих дел. Когда Христос творил чудеса, Ему часто противоречили; а когда Христос привел им следующие слова из пророчества: Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня (Пс 109:1), они умолкли, так что не могли уже сказать Ему в ответ ни одного слова (Мф. 22:46).

Гомилии на Деяния Апостолов.

См. также Толкование на Деян. 2:14

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 16-18 Но сие есть реченное пророком Иоилем: И будет в последния дни, глаголет Господь, излию от Духа моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери вашя: и юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят. Ибо на рабы моя и на рабыни моя, во дни оны излию от Духа моего, и прорекут

Ссылается не на Христово имя, не на Христово обетование, но на обетование Отца. Замечай предусмотрительность. Не умолчал о пророчестве, но и не сказал прямо о том, что касается Христа, именно, что Он после того, как был распят и восстал, обещал им (апостолам) этот дар. Если бы он (Петр) сказал это, то испортил бы все; хотя это и могло доказать божественность Христа, но показалось бы невероятным. Вопрос же - в том, чтобы поверили тому, что говорится; а то, что показалось бы невероятным, заставило бы их поколебаться. Этих недоумений ничто не в состоянии разрешить, кроме пророческого свидетельства. Итак, когда возникает какой-нибудь сомнительный вопрос, не прибегай к рассуждениям. Рассудочные обсуждения также опровергаются, как составляются; а глас Божий кто разрушит? Рассуждение разрушается; Писание не разрушается. Не сказано: излию Духа моего, но: от Духа моего. Не Дух, но дар Духа изливается на всяку плоть и именно на уверовавшую, то есть, на язычников. Но он еще не открывает им этого; а слова: на всяку плоть, подают им и добрые надежды и не позволяют ожидаемые блага присваивать себе одним; чрез это самое он подсекает и зависть в самом ее корне. Обрати же внимание на то, как разнообразно откровение Святого Духа. Один, имея благодать Духа, пророчествует; другой, неспособный на это служение, получает дар видений: так Петр в шестом часу дня видит сосуд; так Корнилий в девятом часу видит ангела. Видение сердцем не называется взглядом или взором o3rama, но видением o3rasij. Иначе видят видение: так видевший говорит: иди; иначе видят теорему, когда видят уже не глазами; иначе поучаются образами, какие представляются во сне.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ст. 16-18 но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать

Но сие есть реченное пророком Иоилем. Как бы так говорит: что вы видите теперь, чему удивляетесь, или что почитаете непонятным, это есть то самое, о чем предсказал пророк Иоиль. Что же предсказал Пророк?

И будет в последние дни, глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть. И будет в последние дни, или напоследок: так обыкновенно у Пророков указывалось будущее время по пришествии Мессии, или обетованного Спасителя, то есть время благодатного царства Христова. Последние дни или последнее время — это время от явления Спасителя на земле до скончания мира. Оно называется последним временем или последними днями потому, что благодатное царство Христово, в котором приобретается спасение чрез веру в Иисуса Христа, пришедшего в мир, есть последнее дело Божеского чрезвычайного попечения о роде человеческом. После этого времени будет скончание мира, последний суд, и настанет вечное царство славы, в котором праведники будут вечно блаженствовать. В предложенном пророчестве предсказываются события, простирающиеся на все продолжение времени от начала до конца благодатного царства Христова.

Глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть. Это стало исполняться в день сошествия Святого Духа на Апостолов, продолжается доныне и будет продолжаться до скончания мира, доколе Дух Святой будет действовать в благодатной Церкви Христовой ко спасению верующих. Излияние или сошествие Святого Духа означает то событие, что, по вознесении Господа Иисуса Христа на небо, — по ходатайству Его пред Богом Отцем, силою искупительных заслуг Его, принесенных в умилостивление правосудию Божию, — Дух Святый могущественно и обширно стал действовать в мире, ко спасению всех верующих в Иисуса Христа. Но это никак не означает того, будто только со времени сошествия Его на Апостолов Он стал присутствовать между человеками: как истинный Бог, Дух Святой вездеприсущ и действует во всем мире и в каждой твари, сохраняя бытие всех тварей в дивном благоустройстве, как Псалмопевец говорит: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Псал. 32, 6). Изображая также вездеприсутствие, вседетельную и вседержательную силу Духа Божия, Псалмопевец говорит: камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо ecu: аще сниду во ад, тамо ecu: аще возму крыле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя (Псал. 138, 7-10). Дух Святой, как истинный Бог, по изображению церковной молитвы, есть Царь небесный, — иже везде Сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни податель.

Излию от Духа Моего на всяку плоть. Всякая плоть означает всякого человека или всех людей, т. е. тех, которые будут веровать в Иисуса Христа и чрез веру будут достигать спасения, как учит Иисус Христос: mакo возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный (Иoaн. 3, 16).

И прорекут сынове ваши и дщери ваши: и юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят. Так раскрывается обильное излияние Святого Духа. В ветхом завете только немногие избранные удостоивались просвещения от Святого Духа, и пророчествовали, или изрекали тайны Божии. А в новом завете ведение спасительных таин Божиих сделалось доступным для всех верующих в Иисуса Христа: и сыны и дщери, и юноши и старцы, внимая Евангельскому учению и просвещаемые благодатию Св. Духа, познают и возвещают друг другу, ко взаимному назиданию, высокие истины спасения. Таковы высокие истины о Пресвятой Троице, о Божеских делах творения и промышления, и о делах особенного Божеского попечения о спасении рода человеческого чрез единородного Сына Божия!

Прорекут или будут пророчествовать. — Это не означает только предсказывать будущее, хотя не исключает и сего значения; но означает вообще, при содействии Духа Святого, познавать и возвещать высокие и сокровенные истины, во славу Божию и ко спасению ближних.

И юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями будут вразумляемы. Так показываются различные действия Святого Духа, многообразно открывающего человеку тайны спасения и различно руководствующего людей на пути спасения. В истории Христовой Церкви можно видеть множество чрезвычайных видений и вразумлений, служивших ко спасению верующих и к обузданию неверующих гонителей Христовой Церкви.

Ибо на рабы Моя и на рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего, и прорекут. Исчисляя тех, на кого будет изливаться Дух Святой, пророчество раскрывает ту великую и радостную истину, что Утешитель Дух Святой изливается на всех истинно верующих в Иисуса Христа; никто из таковых не отвергается: сыны и дщери, старцы и юноши, рабы и рабыни, все могут быть причастниками спасительных даров Святого Духа, могут и познавать спасительные истины и тайны, и возвещать их или беседовать о них друг с другом, ко взаимному назиданию и утверждению на пути спасения. Пророчество раскрывает ту же истину, которую апостол Павел изображает так: Несть иудей, ни еллин, несть раб, ни свободь, несть мужеский пол, ни женский: вcu бо вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3, 28). Глаголет бо Писание: всяк веруяй в Он, непостыдится. Несть бо разнствия Иудееви же и Еллину: Той бо Бог всех, богатяй во всех призывающих Его. Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется (Римл. 10, 11-13). Сам Господь Спаситель раскрыл эту волю Отца небесного, — т. е. чтобы все призываемы были ко спасению, — когда, посылая Апостолов на всемирную проповедь, сказал: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет (Марк. 16, 15, 16). Также: шедше убо, научите вся языки, крестяще их (Матф. 28, 19).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ст. 16-17 но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут

Предреченные пророком Иоилем - следовательно, лет за 700 до сего (Иоил 2:28-32). Самое пророчество Иоиля приводится Дееписателем в несколько измененном виде против подлинника и LXX, как это делают нередко Сам Господь и апостолы. Так, вместо подлинного неопределенного выражения «после того», у Апостола Петра видим выражение более определенное - в последние дни. Этим прежде всего исключается всякое отношение пророчества к какому-либо ближайшему ветхозаветному времени, а именно усвояется исполнение его к времени новозаветному, так как по библейскому воззрению весь период новозаветного Царства Божия представляется последнею эпохою домостроительства спасения человеческого, за которой имеет последовать уже всеобщий суд и царство славы. При этом, под выражением в последние дни, пророчества обыкновенно указывали не только такие будущие события, которые должны были наступить при конце ветхозаветного времени и начале новозаветного, но и такие, которые будут совершаться и в продолжение всего новозаветного времени, до конца его (ср. Ис. 2:2; Мих. 6:1 и др. ).

Излию от Духа Моего на всяку плоть. По смыслу сего выражения, Дух Божий представляется, как полнота всех даров, из которой изливается тот или другой дар на того или другого верующего.

Излияния - сообщение в изобилии, подобно дождю или изливаемой воде.

На всяку плоть - всем людям, всему искупленному Христом человечеству, которое войдет в состав нового Царства Христова, во все время распространения его на земле, во всех народах, без разделения иудеев и язычников. Начало исполнения этого пророчества св. Апостол и указывает в настоящий момент, полный столь дивных знамений.

Будут пророчествовать… видеть видения… сновидения и т. д. Так как дары Св. Духа неисчислимо разнообразны, то раздельнее приводятся лишь некоторые, более известные в Ветхом Завете: пророчество - как общее действие приявших Духа Святого, видения - (в бодрственном состоянии) и сновидения - как два главных способа Божественного откровения пророкам (Чис. гл.12).

Сыны… дщери… юноши… старцы - указание на то, что Дух Святый излиется на всех без различия пола и возраста; хотя при этом действия Духа Святого распределяются так, что сынам и дщерям усвояется пророчество, юношам - видения, старцам - сновидения; однако это распределение, сделанное для усиления и красоты речи, имеет тот смысл, что вообще Дух Святый различными Своими дарами излиется на всех без различия.

Толковая Библия.