Толкования на Деян. 2:29

Свт. Иоанн Златоуст

Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня

См. Толкование на Деян. 2:25

Блж. Августин

Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня

Я знаю, что некоторым кажется, что смертью Господа Христа праведникам было даровано воскресение, обещанное нам в конце. Ибо написано, что из-за этого потрясения земли во время Его страдания камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:51-52) и были увидены вместе с Ним, когда Он воскрес, в святом городе. Но, если они не продолжили своего сна, будучи вновь погребенными, то надо посмотреть, каким образом Христос считается первенцем из мертвых (Кол. 1:18), если они Его так опередили в этом воскресении. На это можно ответить, что так было сказано с предчувствием событий, что имеется в виду, что гробы отверзлись из-за потрясения земли, когда Христос висел на кресте, а тела святых воскресли не тогда, но после того, как Он прежде воскрес. Хотя «тогда», как я сказал, было добавлено с опережением событий, так что Христос, действительно, без сомнений считается первенцем из мертвых, и эти святые, следовательно, воскресли после Него в вечное нетление и бессмертие. Но остается одно, что занимает: каким образом Петр мог говорить - а сказано, действительно, правдиво, когда он признал, что через это пророчество предвозвещался не Давид, а Христос - что плоть Его не видела тления (Деян 2:31), добавив о Давиде, что гроб его у них. Как бы то ни было, он бы их не убедил, если его [Давида] тела там уже не было, так как если бы он воскрес раньше и плоть его не увидела бы тления, то гроб этот, тем не менее, мог бы остаться. Однако кажется неправильным, что в то воскресение святых, если даже оно им даровано было навечно, не было Давида, из рода которого так часто и с таким почитанием объявляется Христос. В опасности окажется и то, что говорится евреям о древних святых, потому что они увидели лучшее по сравнению с нами. Пусть они совершенствуются не без нас, если они уже находятся в этом нетлении воскресения, которое нам, обязанным совершенствоваться, обещано в конце.

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 29-31 Мужие братие, достоит рещи с дерзновением к вам о патриарсе Давиде, яко и умре и погребен бысть, и гроб его есть в нас даже до дне сего. Пророк убо сый, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог, от плода чресл его по плоти воздвигнути Христа, и посадити Его на престоле его, Предвидев глагола о воскресении Христове, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления

Изложив свидетельство Давида, присовокупляет: мужие братие. Когда намерен сказать что-либо великое, предварительно пользуется этим оборотом, воодушевляя их и примиряя. А где не представлялось ничего такого, что могло бы быть вредным, там говорит с большою умеренностию. Если бы таким образом он сказал просто: «это сказано Давидом», то показался бы суровым и скорее возбудил бы в них гнев, чем соделал бы их послушными. Оказанием же большой чести блаженному Давиду он достигает того, что является удобоприемлемою мысль, что пророчество это сказано о Христе. В таком духе построена и вся эта речь его. Так, сказав, что Давид и умре и погребен, не сказал: и востал, но: и гроб его есть в нас даже до дне сего. Это равняется выражению: и он не восстал. Далее не прямо переходит ко Христу, но снова прославляет Давида, и этими прославлениями его (Давида) достигается цель слова; потому что для того и говорится это, чтобы иудеи ради чести, оказываемой ими Давиду, и ради его рода приняли слово о воскресении (Христа); так что если бы этого не было (т. е. если бы они не приняли слова о воскресении), то и оказали бы пренебрежение к пророчеству и подорвали бы уважение к себе самим. Клятвою клятся ему Бог. Не сказал: обетова, но: клятся, указывая этим на непреложность обетования. Посадити на престоле его. Престол употребляется вместо царства во многих местах божественного Писания; так и здесь и в следующем месте: престол твой, Боже, в век века. По плоти воздвигнути Христа. По плоти, говорит; потому что по божеству Он от века и всегда сидит вместе с Отцом; приписывает же все Отцу, чтобы удобнее могли принять то, что говорится. Но каким образом сидит на престоле Давидовом? Таким, что Он есть царь и иудеев и тем более тех, которые распяли Его.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ст. 29-31 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления

Апостол доказывает, что приведенное им пророчество из псалма Давидова относится не к самому пророку Давиду, но к обетованному Спасителю: оно предсказывает о воскресении Иисуса Христа. Повторю слова Пророка: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его (2 Цар. 7, 12; Псал. 131, 11), он, провидя, сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

И это пророчество святой Петр приводит для того, чтобы слушатели более приготовились к принятию проповеди его об Иисусе Христе. Намереваясь говорить о воскресшем Спасителе, он поставляет впереди себя одного за другим ветхозаветных проповедников-Пророков. Уважая Пророков, слушатели должны были внять словам их проповеди, которая так ясно говорит об обетованном Спасителе; а внимая сей проповеди, они мало-помалу располагались слушать и продолжение сей проповеди, которую предложил Апостол.

Что пророчество относится не к Давиду, это Петр доказывает очевидным образом: да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде. Говорит: с дерзновением, потому что проповедуемая истина очевидна и неоспорима. Всем известно, что Давид и умер и погребен, и гроб его, говорит Апостол, у нас до сего дня. Затем указав на достоинство Давида как пророка, и потому заслуживающего полное доверие, он продолжает: Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престол его, он провидя сказал о воскресении Христа, обетованного Искупителя мира. Обетование, данное Давиду, ближайшим образом относилось к его преемникам; но в совершенной полноте относится к вечному Царю-Христу и Его царству, как царству вечному (2 Цар. 7, 13, 17).

Яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл ею по плоти воздвигнути Христа, и посадити Его на престоле его. Клятвою клятся: это означает: Бог с клятвою или торжественно обещал и не отменит обещания, как сказано в псалме: клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Псал. 131, 11). О происхождении обетованного Искупителя, Иисуса Христа, по плоти от Давида, многократно было предсказываемо Пророками (Парал. 17, 16, 17; Пс. 88, 4, 5; Ис. 11, 1 и след., Иер. 23, 5, Иер. 23, 6 6;]] 33, 14 и след.). Посадити на престоле его — это значит, что обещаемый великий потомок Давида будет царем Израильского царства, не того, которое составляют Израильтяне по плоти, но того, которое составляют дети обетования, истинные потомки Авраама и наследники веры его (Рим. 9, 6-8), то есть все истинно верующие в Иисуса Христа.

Предвидев глагола о воскресении Христове, яко не оставися душа Егo во аде, ни плоть Его виде истления. Так Апостол прилагает пророчество к событию: Пророк, по откровению Духа Божия, предвидел будущее и предсказал о том, что ныне совершилось, предсказал о воскресении Христа, о том, что не оставлена душа Его во аде, и плоть Его не видела тления (Псал. 15, 10). Хотя тело Господа Иисуса Христа, по смерти Его на кресте, было положено во гроб; но, как оно оставленное на время душею, не было оставлено Божеством Сына Божия, потому и не могло подвергнуться тлению, не могло долго оставаться в области смерти.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня

Да будет позволено с дерзновением. Намереваясь говорить о величайшем, наиболее уважаемом праотце, как о низшем Иисуса Распятого, апостол употребляет нарочито столь осторожное и мягкое выражение.

Умер и погребен, как обыкновенный человек, с которым по его смерти и погребении не случилось ничего особенного, необыкновенного, т. е. собственно подразумевается, что он не воскрес из мертвых, и что, значит, не на нем исполнилось то, что он говорил в своем лице о праведнике, который не останется во гробе.

Гроб его у нас до сего дня - т. е. с останками его тела, подвергшегося тлению подобно телам всех других людей.

Златоуст говорит, переходя к толкованию дальнейшего: «теперь он (Петр) доказал то, что ему было нужно. И после этого не перешел еще ко Христу, а снова говорит с похвалою о Давиде…. чтобы они, по крайней мере, хотя из уважения к Давиду и его роду приняли слово о воскресении, так как будто бы в противном случае пострадает пророчество и их честь…»