Толкования на Деян. 5:4

Свт. Иоанн Златоуст

Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу

См. Толкование на Деян. 5:1

Свт. Василий Великий

Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу

И сказанное Петром Сапфире: Что это согласились вы искусить Духа Господня? Вы солгали не человекам, а Богу, подтверждает, что согрешить против Святого Духа то же самое, что согрешить против Бога. Из Писаний же ты можешь узнать о соприсутствии и нераздельности Святого Духа во всяком действии от Отца и Сына. Когда совершает Бог деление деяний, а Господь - деление служений, пребывает с Ними и Святой Дух, полновластно участвуя в раздаче дарований по достоинству каждого.

О Святом Духе.

Сщмч. Дионисий Александрийский

Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу

Лучше не обещать, чем обещать и не отдать: Бог не желает ничего, (что дается) по неволе и с огорчением, а то, что ты пожертвовал своим обетом в молитвах, уже не твое.

Фрагмент с толкованием на книгу Деяний апостольских.

Блж. Феофилакт Болгарский

Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу

См. Толкование на Деян. 5:1

Беда Достопочтенный

Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу

Выше сказано, что Анания солгал Святому Духу; итак, ясно, что Святой Дух есть Бог, и заблуждение Македония было осуждено прежде, чем рождено.

Изложение Деяний Апостолов.

Аратор

Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу

То, что изменчивость намерения влечет обвинение в обмане, является залогом выполнения обещаний. Подобает являть твердость, а не готовность передумать. Истинная справедливость скорее налагает обязательства, чем освобождает от них. Для всех стало вразумлением наказание двоих, чтобы никто не утаивал дары, которых востребует данное обещание. Будь бдительна, истинная честность; славься праведным решением и помни слова Петра: Кто понуждал тебя солгать? - и вывод: «Ты насмехаешься не над людьми своим обманом, вы лжете Богу». Наставление, которое осуждает нечестивых, укрепляет праведных.

История апостолов.

Лопухин А.П.

Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу

Владеемое не твоим ли оставалось - греч. οὐχὶ μένον, σοὶ ἔμενε.., слав. сущее тебе, не твое ли пребывало? Точнее было бы перевести - пребывающее (у тебя) не у тебя ли пребывало? Своим имением Анания мог распорядиться как ему угодно, хотя бы и не продавать его вовсе. «Разве была какая необходимость? Разве мы привлекаем вас насильно?» (Злат. ). И если Анания решил его продать, то опять-таки деньги были в полном его владении, и он мог распорядиться ими как угодно, мог отдать все в кассу бедных, мог отдать часть, мог ничего не отдавать. Ни то, ни другое, ни третье не имеет тут такого значения, как то, что, принеся лишь часть денег, он представляет эту часть за всю вырученную сумму. «Видишь ли, говорит Златоуст, как он обвиняется в том, что, сделав свои деньги священными, потом взял их? Разве не мог ты, говорит, продав имение, пользоваться ими, как своими? Разве кто препятствовал тебе? Почему восхищаешь их после того, как обещал отдать? Для чего ты, говорит, сделал это? Ты хотел удержать у себя? Надобно было удержать сначала и не давать обещания…»

Не человекам солгал, но Богу - выше сказано - «Духу Святому». Ложь пред Духом Св. есть, таким образом, ложь пред Богом - одно из яснейших свидетельств Божественности Духа Святого, как определенной Божеской личности.