Толкования на Деян. 10:4

Свт. Иоанн Златоуст

Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом

Будем же искать тех добродетелей, которые и для нас самих спасительны, и для ближнего наиболее полезны. Таковы милостыня и молитва; впрочем, молитва сама заимствует свою силу и воскрыляется от милостыни. Молитвы твои, сказано, и милостыни твои пришли на память перед Богом. И не только молитва, но и пост также от милостыни заимствует свою твердость. Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и притом настолько, насколько жестокость хуже роскошества. Но что я говорю − пост? Хотя бы ты был непорочен, хотя бы соблюдал девственность, но, если не творишь милостыни, будешь вне брачного чертога.

Гомилии на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Деян. 10:1

Свт. Василий Великий

Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом

И сейчас одни работают от первого часа, а другие от одиннадцатого? Кто они? Без всякого сомнения, это совершенно ясно всем из повествований богодухновенного Писания. Многие, по свидетельству апостола, с детства Священные Писания изучают (2 Тим 3:15), а многие, как Корнилий, хотя и верно вникают в естественный порядок вещей, но из-за отсутствия наставников замедляются на своем пути к совершенному знанию. Ведь как они уверуют, сказано, если не услышат (Рим. 10:14)? И если некоторые, как Корнилий, не делают ничего дурного, но по стремлению к совершенству и знанию по доброй воле доблестно являют в себе достижимые для них добродетели, то Бог дарует им то же, что и Корнилию, не вменив им прошедшее время в вину за бездеятельность, поскольку причина не в них, как я уже сказал, но довольствуясь стремлением, явленным в своевременном усердии и последующем еще более ревностном исполнении.

Аскетикон. Краткие правила.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом

Корнилий творил милостыню – и Бог сотворил с ним милость; Корнилий подавал милостыню вещественную – Бог послал ему милость духовную; Корнилий – временную, Бог – вечную; Корнилий многим подавал милостыню – за то весь дом его и спас Господь: спасешься ты и весь дом твой (Деян. 10,6). Какое сокровище – милостыня! Какую богатую милость привлекает она от Господа! Ей, блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5,7). Аминь. Ты подаешь милостыню, а Бог готовит тебе помилование вечное. Кто же не устремится с усердием на дела милости? – Милостию приобретайте от Бога милость.

Дневник. Том III. 1859-1860.


Когда Ангел предстал Корнилию и сказал ему: молитвы твои и миостыни твои пришли на память пред Богом, то это значит, что этот Ангел Божий возносил молитвы и милостыни Корнилия пред Бога, подобно тому как вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (Откр. 8, 4). Так и наши молитвы и милостыни возносят пред Бога Ангелы наши хранители.

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Блж. Феофилакт Болгарский

Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом

См. Толкование на Деян. 10:1

Аратор

Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом

Важно было почтить Корнилия из города Кесарии, побег чужеземного корня. Он, чья жизнь, посвященная благочестию, освятила его к купели, обрел веру благодаря своим делам. Он, только приступивший к исполнению, смог явить веру омытым крещением. Но посланный со звездного неба ангел, представ ему, сказал: «Благоугодны Богу дела, которые ты совершил, и молитвы, которые ты вознес. Не будет лишена награды добродетель! Познай верный путь, когда Петр придет сюда». Так блистающий вестник громогласно указал на необходимость водной купели пакибытия.

История апостолов.

Лопухин А.П.

Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом

Испугавшись. Св. Златоуст хорошо объясняет этот испуг Корнилия: «видение произвело в нем страх, но страх умеренный, чтобы только сделать его внимательным; потом слова Ангела рассеяли этот страх, или лучше − заключающаяся в них похвала смягчила неприятное чувство страха…»

Пришли на память пред Богом − человекообразное выражение благоволения Божия к Корнилию за его молитвы и благотворения.