Толкования на Деян. 13:9

Свт. Иоанн Златоуст

Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор

См. Толкование на Деян. 13:4

Свт. Иннокентий (Борисов)

Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор

С этих пор евангелист Лука в своем повествовании о путешествиях Апостола постоянно называет его Павлом, между тем как до проповеди слова Божия на Кипре всегда именовал его Савлом. Такая смена имен позволяет думать о том, что Апостол примерно в это время и переменил прежнее свое имя на новое. Блаженный Иероним решительно полагал, что Савл назвал себя Павлом по случаю обращения в христианство проконсула Павла, чтобы в новом имени своем иметь как бы некоторый знак столь славной победы над знаменитым римлянином подобно тому, как римские военачальники получали прозвища от названий городов и областей, ими покоренных. Но подобный знак, очевидно, несовместим со смирением Апостола, который весь успех своей проповеди всегда приписывал не себе, а Божией благодати. Поэтому многие Отцы Церкви (святители Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский и другие) держались мнения, что Апостол переменил свое имя еще при крещении. В подтверждение этого указывают на обыкновение иудеев обозначать важные события в своей жизни переменой имени. Но если это так, то почему святой Лука начал употреблять имя Павла не ранее, как по обращении проконсула? Нельзя не признать, что эти два события (обращение проконсула и перемена имени) находятся в связи. Итак, в чем состоит эта связь?

Вероятно, проконсул из любви и уважения к Павлу предложил ему свое имя, как то делали и другие знаменитые римляне с людьми, ими любимыми и уважаемыми, а Павел не отрекся от восприятия этого имени, которое по своему значению совершенно соответствовало его смирению, поскольку он называл себя «…меньшим из апостолов» (1Кор. 15:9). Впрочем, обращение проконсула могло оказать влияние на употребление имени Павла и в том случае, если Савл воспринял его еще при крещении. До сих пор оно, как еще малоизвестное, оставалось без употребления. Но с этого времени Апостол из уважения к вере проконсула и, может быть, по его просьбе начал постоянно применять его к себе, а прежнее имя Савл таким образом вышло из употребления. Невероятнее всего мнение тех, кто предполагает, что Апостол переменил имя для того, чтобы не узнавали в нем прежнего гонителя христиан. С таким намерением он не избрал бы себе имени «Павла», которое по сходству звучания невольно приводило на память «Савла». Равным образом неосновательно мнение и тех, кто говорит, что Апостол еще при обрезании получил два имени. Действительно, иудеи давали иногда при совершении этого своего обряда два имени, но всегда избирали такие, которые были несходны по звуку.

Жизнь святого апостола Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 9-12 Савл же иже и Павел, исполнися Духа Свята, и воззрев нань, Рече: о исполненне всякия льсти, и всякия злобы, сыне диавол, враже всякия правды, не престанеши ли развращая пути Господни правыя? И ныне се рука Господня на тя, и будеши слеп, не видя солнца до времене, внезапу же нападе нань мрак и тма, и осязая искаше вожда. Тогда видев Анфипат бывшее, верова, дивяся о учении Господни

Савл же иже и Павел. Здесь вместе с рукоположением Савла меняется и имя его. Переименован же он для того, чтобы и с этой стороны быть не ниже апостолов. А что касается преимущества, какое имел корифей учеников Христовых (Петр), так и Павел, кажется, пользовался таким же уважением и имел случай снискать даже большее расположение. Исполненне всякия льсти. Никакого рода лести, говорит, не оставалось, которого бы ты не имел. Верно сказал: всякия льсти; потому что волхв был льстец и лжец. А сыном диавола называет его потому, что он делал дьявольское дело. Не с нами, говорит, воюешь и сражаешься, но развращаешь пути Господни правые. И будеши слеп, не видя солнца до времене. Тем же средством, каким был обращен сам, хотел и его обратить. Итак это было не наказание, но врачевание; потому что Павел почти что говорил: не я творю это, но рука Божия. А выражение: до времене, очевидно было словом не наказывающего, а обращающего; потому что, если бы оно было словом наказывающего, то Павел сделал бы его слепым навсегда; а здесь не то, но - до времене. Говорит: до времене, чтобы подействовать на проконсула; так как дает этим знать, что от самого волхва зависит получить снова зрение: нужно изменить образ жизни на лучший. И осязая искаше вожда. Искание вожака - доказательство слепоты. Нужно было посредством такого именно наказания вразумить того, кто прежде был увлечен магией. Таким образом наказания как бы вразумляли и волхвов.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Лопухин А.П.

Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор

Савл, он же и Павел. Здесь в последний раз Дееписатель употребляет еврейское имя Савл и в первый - римское Павел, которое отселе становится исключительным именем апостола языков. В этой перемене имени и совпадении ее с обращением проконсула Павла, по справедливости, усматривается не простая случайность, а особая знаменательность и намеренность Дееписателя. По объяснению древнейших толкователей Павел принял это новое имя в воспоминание о столь замечательном, совершенном им, обращении ко Христу проконсула римского С. Павла (Иерон. De vir. 5). К этой же перемене могло побуждать его и то еще обстоятельство, что он шел теперь с проповедью о Христе в греко-римский мир, в обращении коего он видел особое свое предназначение, почему представлялось более удобным и имя новое, римское, кстати, так сходное с его еврейским именем. Замечательно также, что с этого времени Дееписатель допускает и другую важную перемену, поставляя главным лицом описываемого апостольского путешествия Павла, а не Варнаву, как было прежде (Варнава и Савл, а с сего времени почти постоянно пишет - Павел и Варнава). - Очевидно, обращением проконсула и грозным наказанием волхва Павел явил в себе такую силу Божию, которая давала считать его первым лицом этой миссии и высшим апостолом язычников, что оправдалось потом во всей дальнейшей его деятельности.

Устремив на него взор, что означало глубочайшее проникновение души волхва с ее низкими свойствами.