Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию
См. Толкование на 1 Кор. 15:6
Чтобы мы познали всю глубину его смиренномудрия, присовокупил: «зане гоних Церковь Божию». Что делаешь, Павел? Господь, по Своему милосердию, простил и загладил все грехи твои, а ты еще помнишь о них? Так, говорит, я знаю и уверен, что Господь разрешил меня (от грехов): но когда подумаю о делах своих и посмотрю на бездну человеколюбия Божия, тогда вполне удостоверяюсь; что (только) благодатию и человеколюбием Его я то, что есмь.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 31.
Аз бо есмь мний Апостолов, иже несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних церковь Божию
Перечисление очевидцев-свидетелей воскресения кончено. Их так много, что не верить воскресению Господню будет то же, что называть день ночью. Следовало бы теперь сказать только то, что сказал чрез два стиха: так проповедуем, и так вы уверовали. Но, коснувшись себя и своего призвания, Апостол не мог удержаться, чтобы не остановиться на этом и по своему чувству смирения и благодарности, и по цели, с какою приводил свидетельства воскресения. Гоних церковь, говорит, и потому Апостолом не стою именоваться. Сильное выражение смирения; но между тем, если прежде гнал Церковь, а теперь стал проповедником веры, основанием которой служит воскресение Христово, то для всякого отсюда выходило наведение: верно, этот гонитель имел поразительное удостоверение в воскресении, когда из гонителя сделался проповедником веры. Это наведение придавало свидетельству святого Павла о воскресении Христовом высшую цену пред всеми другими; оно и их всех возвышало и венчало собою. Святой Златоуст говорит на это: «Аз есмь, говорит, мний Апостолов. Не сказал: только двенадцати, но и всех прочих (в Еф. 3, 8 – и всех святых). Все это он говорит как по смирению, так и с тем намерением, дабы расположить слушателей к скорейшему принятию последующих слов. Ибо если бы он вместо этого сказал: вы должны верить мне, что Христос воскрес, потому что я видел Его, и я достовернее всех,– свидетелей, потому что потрудился более всех: то мог бы такими словами оскорбить слушателей. А теперь, изображая наперед обстоятельства, служащие к его уничижению и осуждению, он и смягчает речь свою, и пролагает путь к вере в его свидетельство».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Если вы получите от Бога прощение в грехах ваших, то не забывайте себя, чтобы плоды вашего покаяния не сделались бесполезными для вас, но подражайте учителю вселенной апостолу Павлу, который, удостоившись видеть явившегося ему Бога и слышать голос Его, не забыл самого себя и помнил прежнее свое неразумие, забытое уже Милосердым Богом, но открыто говорил: гоних церковь Божию. Есть у него и другие подобные признания.
Письма к монахам.
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию
См. Толкование на 1 Кор. 15:1
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию
Этот самый наименьший из апостолов Твоих, в устах которого прозвенели эти Твои слова, предпочел называться не Савлом, как раньше, а Павлом в знак великой победы: он, воин, сразил гордость проконсула Павла, подвел его под легкое иго Христа и привел в подданство великому Царю. Крепче поражается враг от человека, которого он крепко держал и через которого многих держал.
Исповедь.
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию
Сам о себе произносит суд: я, говорит, меньший не только двенадцати, но и всех прочих. Смотри, здесь напоминает о тех грехах, от которых избавился через крещение, для того, чтобы показать, какую благодать получил от Бога. Для чего же, выставляя сам себя свидетелем Воскресения Христова, так как Он явился и ему, перечисляет свои недостатки? Для того, чтобы заслужить более доверия. Ибо кто по сущей справедливости изложил собственные недостоинства, тот не будет напрасно говорить в пользу иного.
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию
Если это признает апостол, насколько больше должен признавать грешник? Ибо обвинитель должен быть справедлив к себе в первую очередь. Следовательно, если праведный готов обвинять себя, то насколько больше это подобает грешнику?
Трактат на Псалмы (Пс. 135).
Горе тому, кто упрекает создателя своего; горе тому, кто говорит отцу: зачем ты породил меня? Или матери: зачем ты родила меня? Это к тем относится, которые говорят: почему я таким создан, что не могу вечно быть без греха? Почему был создан такой сосуд, что я не остаюсь твердым, как сталь, ко всякому прикосновению, а глиняным и хрупким? Давайте устыдимся и скажем, что так говорят те, кто только добивается награды. Возможно ли нам говорить, что грешники помещены на земле в хрупком и смертном теле, когда мы видим, что святые беседуют на небесах и даже одарены нетленностью и бессмертием? А вы говорите, что путь Господа не прямой, хотя ваши пути кривые.
Беседы против пелагиан.
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию
Павел умаляет себя по сравнению с другими во временном отношении. Поскольку по времени меньший, а не по достоинству.
На Послания к Коринфянам.
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию
Ибо я, наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом. Это объяснение того, почему он назвал себя извергом: он почитает себя наименьшим или последним из Апостолов и недостойным имени Апостола. Почему так говорит Павел? Потому, отвечает он, что я гнал Церковь Божью. Об этом читаем в книге Деяний Апостольских (8:3; 9:1), и сам Павел пишет в первом послании к Тимофею (1 Тим. 1:13). Говорит Павел о своем недостоинстве для того, чтобы тем яснее раскрыть величие благодати Божией, явившейся на нем.
Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
Ст. 9-10 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною
Свою неподготовленность к апостольскому служению Ап. подтверждает указанием на то, что он был гонителем Церкви Христовой. Наименьший из Апостолов - это говорит о себе Ап. по чувству смирения. Мало того, в посл. к Еф он называет себя наименьшим из христиан (Еф III:8). - Что есмь, т. е. я стал христианином, Апостолом и, наконец, Апостолом целого языческого мира. - Более всех их - конечно, больше всех Апостолов, взятых вместе. Ср. Рим XV:19. - Потрудился. Это выражение обозначает не только самый процесс работы, а указывает и на ее результаты (ср. Ин IV:38). Ап. Павел уже тогда мог сказать о себе, что его проповедь имела большие результаты, чем проповедь всех Апостолов. - Благодать… со мною. Ап. однако не забывает, что во всех его делах ему помогала вседейственная благодать Божия.
См. также Толкование на 1 Кор. 15:1