Толкования на Евр. 3:1

Свт. Афанасий Великий

Ст. 1-2 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его

Когда же учитель наш говорит: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса… верна суща Сотворшему Его», не подумай, что от начала сущий у Отца Бог – Слово есть создание. Ибо апостол повелевает разуметь не Божество невидимое, но Господня человека, Которого Павел же наименовал «Ходатаем Бога и человеков, человеком Христом Иисусом, давшим Себе избавление за нас» (1 Тим. 2:5). Сего-то повелел он разуметь Иисуса, «верна суща Сотворшему Его»; как и Господь говорит: «смотрите вран, яко не сеют» и проч. (Лук. 12:24); еще: «смотрите крины сельные, како растут» (Лук. 12:27); следовательно, повелевает обратить внимание на видимое, а не на ангелов или другие невидимые твари. Если и Аввакум пророк говорит: «разумех дела Твоя, и ужасохся» (Аввак. 3:2), то этим сказует, что уразумел он дела, а не Творца дел. И апостол повелевает разуметь видимое Господне тело, а не Божество Слова невидимое; потому что «Бога никтоже нигдеже виде» (1 Иоан. 4:12), «ниже видети может» (1Тим. 6, 16). «Бог же бе и есть Слово», как говорит Богослов Иоанн (Иоан. 1:1). Посему кого повелено нам разуметь, человека Христа Иисуса, Который дал Себя во избавление за нас, Которого сказуем «Посланника и Святителя верна суща», того апостол повелевает разуметь как создание. Все создано; но Божие Слово, т. е. Сын, есть не тварь, а рождение по естеству. Ибо Отец создал всё Словом, как говорит Павел: «тем создана быша всяческая» (Кол. 1:16); и как сказует Иоанн: «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Иоан. 1:3). Само же Слово не созидает, но рождает Бог. Ибо Самим Словом всё получило бытие и создано, не получило только бытия Само Слово. Напротив того, Человека, Которого ради нас понесло на Себе, Писания изображают получившим бытие и созданным.

Слово пространнейшее о вере.

Прп. Ефрем Сирин

Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа

Отсюда, братья святые, возлюбленные, призвания участники, - не закона, данного на горе Синае, но призвания небеснаго, то есть обетования, данного Аврааму с неба, - уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, поелику исповедание наше приносится Им (Богу) как первосвященником (жертва).

Блж. Феофилакт Болгарский

Итак, братия святые, участники в небесном звании

Итак, то есть после того, как я сказал, что таков Он Первосвященник - верный и милостивый к нашим грехам, и могущий помочь, - посмотрите и вы найдете, что это совершенно так. Сказал: участники в небесном звании, то есть: мы призваны туда, ничего не должны здесь искать; там награда, там воздаяние.

Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа

По причине плоти - все уничиженное, как часто говорится. Так апостол говорит потому, что послан к овцам дома Израилева. Первосвященник исповедания нашего, то есть веры; ибо Он Первосвященник не подзаконного служения, но нашей веры.

Евфимий Зигабен

Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа

Темже, братия святая, звания небеснаго причастницы

Ибо с неба зовет вас к Себе Бог и зовет на высоту небесную.

Разумейте посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа

Тщательно уразумейте. Посланником (Апостолом) назвал Христа потому, что Он послан к нам. А «Святителем (Архиереем) исповедания нашего» назвал Его, как виновника совершенной веры в Бога и как приносящаго подобно ветхозаветным первосвященникам, жертву Богу Отцу.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа

«Братия святые, участники в небесном звании…» (ср. выше II:11; Рим 8:29, 30). - «Исповедания нашего…», т.е. веры (1 Тим. 6:12, 13). - «Посланника, апостола нашей веры, посланного от Бога Отца» - (ср. Ин 17:3, 8, 18; 20:21; Гал 4:4 и др.). Если со стороны Бога Христос был посланником к людям, принесшим благодать и истину Божию людям, то со стороны людей Он был первосвященником, постоянным ходатаем пред Богом за человечество. Таким образом, Он соединял в себе два звания, которые в Ветхом Завете были разделены между Моисеем и Аароном.