Толкования на Евр. 3:13

Прп. Ефрем Сирин

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом

Но утешайте сердца ваши во все дни жизни вашей, да не ожесточитесь и впадете в обольщение обманом греха плоти вашей.

Прп. Нил Синайский

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом

Сказанное Апостолом: «утешайте себе, дондеже, днесь, нарицается» (Евр. 3:14), – и написанное в книге Иова: «бысть же, яко день сей» (Иов. 2:1), – означаете целый настоящий век. Потому что вся жизнь человеческая – один день. А поэтому и «сатана» непрестанно и всегда «просит сеять вас, яко пшеницу» (Лк. 22:31). Посему сказано: «бысть, яко день сей», – то есть и тогда случилось быть чему-то такому, что и у нас ныне случается с искушаемыми диаволом. Посему прекрасно не малодушествовать, но призыванием и утешением Духа укреплять мысли свои, чтобы враг не поглотил нас по причине отчаяния.

Письма на разные темы. Диакону Кириаку.

Блж. Феофилакт Болгарский

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: ныне

То есть назидайте друг друга и подкрепляйте, чтобы не пасть. Если же кто падет, исправляйте его, пока он жив;

это означает выражение: доколе можно говорить: «ныне», ибо есть надежда. В особенности же, да не будет в ком-нибудь дурного сердца; а если случится, пусть он не впадает в отчаяние, но утешайте его, и вы снова приобретете его.

Чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом

То есть чтобы от отчаяния не пришел в ожесточение и не остался бы неизлечимым. Ибо как отвердевшие и грубые тела не уступают усилиям врачей, так и ожесточившиеся души не повинуются слову Божию. Обольщением грехом называет или обольщение диавола, то есть чтобы не надеяться, что будет воздаяние, или беспечность. Ибо, говорит, если однажды я согрешил, то уже нет у меня никакой надежды, - поистине это греховное обольщение. Грех, обольщая и привлекая к себе, заставляет мыслить так, как сказано: с приходом нечестивого приходит и презрение (Притч. 18:3). А кто презирает, тот уже не может веровать. Таким образом, от греха происходит неверие. И говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (Пс. 93:7). И еще: говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь» (Пс. 9:34), и: забыл Бог (Пс. 9:32), и все тому подобное.

Евфимий Зигабен

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом

Но утешайте себе на всяк день, дондеже днесь нарицается

Руководствуйте друг друга, поддерживайте, пока днесь нарицается, т. е. постоянно, пока существует настоящий мир.

Да не ожесточится некто от вас лестию греховною

Чтобы не ожесточиться (кому нибудь из вас) до неверия, что обыкновенно происходит от обольщения грехом. Ибо неверие рождается от греха: когда кто-либо впадет в глубину пороков, тогда им овладевает нерадение. А при нерадении он уже ослабевает в вере, обольщаемый грехом, потому что, впереди уже нельзя ожидать исправления, даже и решимости к нему не будет.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом

Грех силен своей обольстительной приятностью, и противодействие ему потребует не только личных усилий каждого к бодрствованию и осторожности, но и общей сплоченности в борьбе с ним, почему и предлагается наставлять друг друга, утешать (παρακαλει̃τε ἑαυτοὺς), «доколе можно говорить: ныне», т.е. доколе продолжается время благодати.