Толкования на Евр. 11:17

Свт. Иоанн Златоуст

Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного

«Верою Авраам, будучи искушаем, принес… Исаака»; и затем показав, какое именно он совершил дело и какую обнаружил веру, продолжает: «и, имея обетование, принес единородного». А это означает: «Нельзя сказать, что у Авраама было два родных сына и, что, по принесении в жертву одного, он мог надеяться, что будет отцом множества народов от другого; но у него был только один сын и к этому одному относилось обетование; и хотя этого именно он и должен был принести в жертву, однако, как при обетовании о его рождении вере его не воспрепятствовало ни собственное омертвение, ни природное бесплодие его жены, так и здесь он не смущен был смертью (сына).

Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ст. 17-19 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить

Почему Авраам решился на такое страшное дело, и притом явно несогласное с прежней волей Божией: ведь если он убьет Исаака, единственного сына своего от Сарры, то не исполнится пророчество Божие о том, что от Авраама произойдет великий народ?!.. Кто-либо скажет, что Авраам тут слепо повиновался Богу, как какому-то жестокому року. Нет, Авраам ясно верил, что все у Бога – благо. А в данном случае он рассуждал так: пусть я убью Исаака, а разве Бог не силен его воскресить? Вот глубина веры! Так и у нас, христиан. В самых, по-видимому, запутанных вопросах мы всегда верим Богу, так как ясно и непоколебимо убеждены, что все у Бога прекрасно и благо; вера наша сознательная, а не слепая.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 17-19 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование

Верою искушаем был Авраам и в жертву принес Исаака (Быт. 22:10 сл.), коего по обетованию он получил, чтобы в нем названо было ему семя (Быт. 21:12). Но Авраам нимало не усумнился в том, что если и умертвить его (Исаака), все же будет ему наречено в нем семя. Он думал и помышлял в душе своей, что и из мертвых воскресить силен Бог, откуда его и в притчу получил, то есть: чтобы в нем научились воскресению мертвых, – и чтобы в нем познал сынов духа, кои имели быть у него.

Блж. Феофилакт Болгарский

Верою Авраам, будучи искушаем (Быт. 22)

Выше всех по вере Авраам. Ибо здесь вступила в борьбу с божественным повелением не только природа, но и слово Божие. Ибо Кто сказал: дам тебе и потомкам твоим землю (Быт. 17:8), – Тот же повелевает: «принеси во всесожжение сына твоего (Быт. 22:2). Поэтому говорится, что Авраам искушаем, не потому, что Бог имел нужду испытать добродетель его, но чтобы мы этим испытанием и делами научились добродетели его. Заметь же, что искушения настолько полезны, что Бог не только другим попускает причинять их верующим, но и Сам искушает, чтобы явить их более опытными.

В каком же смысле Исаак был единородным, когда у него был еще и Измаил? Но что касается обетования, то он был единородным: ибо он и был в собственном смысле семенем: ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт. 21:12).

Евфимий Зигабен

Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного

Верою приведе Авраам Исаака

Он принес его в жертву Богу, как подробно повествует о сем книга Бытия (Быт. 22:2), веруя, что Бог силен воскресить его и после смерти, дабы исполнились обетования. касающияся великаго умножения семени его и наследия Палестины.

Искушаем

Ибо искушал, говорит Писание, Бог Авраама (Быт. 22:), именно тем, что повелел ему принести во всесожжение сына его Исаака. «Искушаше» же его, т. è. испытывал его – не по Своему незнанию, но для того, чтобы люди последующаго времени познали его мужество и великодушие, как он всякое человеческое разсуждение и самое естество природы счел делом второстепенным по сравнению с повелением Божиим. Ибо он не размышлял, что это повеление значит, и как это Бог, обещавший от него нарещи семя, т. е. чрез него умножить потомство, теперь дал противное повеление, приказав умертвить его.

И единороднаго приношаше, обетования приемый

Разумеются обетования, касающияся умножения семени его чрез Исаака. «Единородный», сколько по смыслу относящаяся к нему обетования, столько же и потому, что он действительно один только рожден от Сарры Аврааму.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям.

Лопухин А.П.

Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного

«Поистине велика вера Авраама. Бог повелевал противное обетованиям, и, однако, праведник не смущался и не считал себя обманутым» (Злат.). – «Будучи искушаем… (Быт XXII:1). «Не было никакой другой причины принесения, кроме этой. Однако разве Бог не знал, что Авраам был муж терпеливый и доблестный? Совершенно знал. Если же знал, то для чего искушал его? Не для того, чтобы самому узнать, но чтобы другим показать и для всех сделать очевидным его мужество» (Злат.). – «Принес в жертву Исаака». «Жертва была совершена и Исаак был заклан в намерении Авраама» (Злат.). – «Принес единородного… «Как единородного? А Измаил? Он откуда? Называю единородным, говорит, по отношению к обетованию» (18 ст.).

Толковая Библия.