Толкования на Гал. 5:4

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 4-5 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры

«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати». Вслед за доказательством он показывает далее и крайнюю опасность их положения. Если прибегающий к закону не может найти в нем спасения, а между тем отпадает от благодати, то что ему остается кроме неизбежного наказания, когда закон не имеет силы, а благодать не принимает его?

Усилив таким образом страх их, поколебавши их мысли и указав на угрожающее им кораблекрушение, он затем открывает им близкую к ним пристань благодати, как и повсюду он делает, обещая в ней вернейшее и надежнейшее спасение. Поэтому он далее и говорит: «а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал. 5:5). «Мы, – говорит он, – не имеем нужды ни в каких постановлениях закона, так как вера достаточна для того, чтобы сообщить нам Духа, а чрез Него оправдание, и, кроме того, многие и великие блага».

Гомилии на Послание к Галатам.

Свт. Феофан Затворник

Упразднистеся от Христа, иже законом оправдаетеся, от благодати отпадосте

Объясняется здесь, как Христос ничтоже пользует держащихся закона, - с усилением. Не пользует, потому что отходит от вас и вас оставляет праздными, пустыми. Условие общения Христа Спасителя с душами - вера, выражающаяся в таких расположениях: я по вине своей погибаю и нет мне иной надежды спасения, кроме Единого Тебя, Бога воплотившегося и распеньшагося нас ради; к Тебе убо прибегаю и прилепляюсь всеми помышлениями и чувствами и расположениями: спаси и меня, единый Спаситель всех. Прибегающий так к Господу приемлется Им и в крещении получает благодать возрождения и силу на новую во Христе жизнь. Продолжающееся прилепление к Господу и на Него Единого надежды возложение поддерживает и хранит такую жизнь,- и христианин течет таким образом по намеренному, пока прейдет от смерти в живот и увенчается венцом правды. В этом порядке ни прибавить, ни убавить ничего нельзя, не расстроивши всего. Но главное тут - упование спасения единственно во Христе Иисусе Господе. Это сердце христианства. Кто его поражает, тот жизнь во Христе прекращает. В том только и Христос Господь, кто таков. В ком слабеет упование только на Господа, в том ослабляется союз с Господом. Кто опрется упованием на другом еще чем, кроме Него, от того Он отходит, как ненужный, не требуемый нуждами и воздыханиями сокрушенного сердца. Вот эта беда и случилась с галатами. Они еще не обрезались и не связались с законом, но воля их уже склонилась на то (см.: блаженный Августин) и упование спасения только в Господе расшаталось. За то отступил от них Господь. Упразднистеся, говорит, от Христа, опорожнены Им, стали пусты, нет Его более в вас. Суд Божий не коснит. Дела еще не последовало, только внутренно в мыслях сложились они иудействовать; а приговор Божий уже состоялся о них, и наказание делом произведено: Христос отступил от них. Или тут Апостол выражает общее только положение, что те, которые ищут оправдания в законе, упраздняются от Христа, угрожая, что и с ними то же самое будет, если опрутся надеждами своими на закон.

От благодати отпадосте. Это можно считать и следствием, и причиною предыдущего. Отступил от вас Христос, прежде исполнявший и державший вас; и вы остались без Него; отпали от Него и всей благодати, в Нем даруемой. Или так: поелику вы отпали упованием от благодати и стали надеяться получить спасение помимо нее, то Христос и отступил от вас: ибо в Нем вся благодать.

Благодать - или Божие благоволение, Коим изливается на верующего все потребное к его спасению, или самая сия сила во спасение, ниспосылаемая в сердце и содевающая там спасительный строй и поддерживающая его. То и другое неразлучно в действительности; и то, и другое - в Едином Господе Иисусе Христе. То и другое теряет, кто упразднился от Христа. Тем, что возуповали на закон, галаты внутренно отпали от благодати, от того закона спасения, по коему оно дается только уповающим на Божие во Христе Иисусе благоволение; вследствие сего само благоволение взялось от них, а с ним и силы во спасение - и остались они ни при чем. «Сим показывает Апостол крайнюю опасность их положения. Если прибегающий к закону не находит в нем спасения, и между тем отпадает от благодати, то что ему остается, кроме неизбежного наказания, когда закон не имеет силы, а благодать не приемлет его?» (святой Златоуст).

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати

См. Толкование на Гал. 5:1

Блж. Августин

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати

Поскольку это они страдают, а не Христос, то Павел добавил: отпали от благодати. Ведь если действие благодати Христа таково, что бывшие должниками дел закона освобождаются от своего долга, - то эти люди, не воспринимающие столь великую благодать, предпочитают быть должниками закона. Сейчас этого еще не произошло, но поскольку желание такое начало обнаруживаться, то апостол во многих местах говорит так, будто это уже свершилось.

Изложение Послания к Галатам.

Блж. Иероним Стридонский

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати

Павел опровергает тех, кто верил в свое оправдание законом, а не тех, кто уважал обоснованные предписания закона в честь Того, Кто их установил, понимая, что даны они как предвозвещение истины и принадлежат к определенному времени.

Письма.

Блж. Феофилакт Болгарский

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати

То есть вы не имеете никакого общения со Христом: вы, которые думаете получить оправдание в законе, лишились благодати, поистине оправдывающей. Великое несчастье, когда ты не получишь того, что обещает закон, и лишишься того, что дает благодать.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Прп. Максим Исповедник

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати

См. Толкование на Рим. 2:13

Марий Викторин

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати

Вся добродетель верующих во Христа состоит в благодати Божией. Но благодать дается не по заслугам, а по милости Божией. Стало быть, вы отпадаете от благодати, если полагаете оправдание ваше в законе: в совершении добрых дел, в соблюдении субботы, в обрезании. Если верите, что этим оправдываетесь, то вы остались без Христа и отпали от благодати. Ибо не от Христа имеете надежду и не по Его страданиям и воскресению ожидаете себе благодати, коль скоро думаете, что спасение придет от закона.

Комментарий на Послание Галатам.

Лопухин А.П.

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати

Ап., в частности, обращается к таким читателям, которые стремились найти средство для оправдания в законе. Такие люди (большинство читателей, конечно, держалось иного направления), можно сказать, остаются без Христа и без благодати.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 5:1