Толкования на Иак. 1:24

Прп. Никодим Святогорец

Усмотри бо себе и отиде, и абие забы, каков бе

Этими словами брат Божий показывает, что поверхностное слышание закона, легко забывается; но не деяние. Поэтому за слушанием закона должно следовать и деяние, чтобы вместо забвения нам получить спасение.

Святой же Митрофан толкуя это изречение говорит, что брат Божий здесь уподобляет суетному и бесполезному созерцанию зеркала учителей, вкупе и учеников божественных законов, не исполняющих их. Так как созерцание зеркала есть несуществующая тень и абсолютно недейственное занятие, не имеющее никакого утверждения в реальности. Так и слово, произносимое такими учителями, равно как и слушаемое такими учениками, выбрасывается на воздух и исчезает, не образовывая реальной ипостаси в этих учителях и учениках. Таким образом, учитель всуе учит, а ученик всуе слушает, потому что оба не исполняют. Поэтому к таким учителям говорит Господь «врачу, исцелися сам» (Лк. 4:23) и Павел «научая убо инаго, себе ли не учиши?» (Рим. 2:21). А к таким слушателям говорит тот же Павел «не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона, (сии) оправдятся» (Рим. 2:13), и Господь «не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех» (Матф. 7:21).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Усмотри бо себе и отыде, и абие забы, каков бе

К слышанию прибавил апостол исполнение, потому что для душевного спасения недостаточно одного слышания закона, но слышание должно быть еще подтверждено исполнением.

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Андрей Монах

он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он

Мы ведь научаемся, какими нас сотворил Бог, возродив купелью обновления. Но затем, не сохранив подобного созерцания из-за дел, лишаемся и благодати. Ведь предавшийся дурным делам не помнит, что он облагодетельствован Богом. Ибо если бы он помнил, что родился свыше, и оправдался, и освятился, и причислен к сынам Божиим, то не предал бы себя делам, отвергающим благодать.

Фрагменты.

Экумений

он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он

И тотчас забыл, каков он. Так же и тот, кто воспринял из закона Моисеева, ради чего он рожден, что он [сотворен] во славу Божию и по образу Бога Творца, но, восприняв, на деле этому не следовал, а поступил подобно первому [человеку].

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.

Лопухин А.П.

он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он

См. Толкование на Иак. 1:22