Толкования на Иак. 2:4

Прп. Никодим Святогорец

и не разсмотристе в себе и бысте судии помышлений злых

Союз «и» здесь излишен, и есть обычай древнего выражения, как толкует Феофилакт и Икумений. Они приводят здесь ещё раз выше сказанное, что «аще внидет в сонмище ваше муж злат перстень нося и проч. Далее: не пересуживаете ли вы в себе, т.е. вы растлили вашу рассудительность, потому-то изначально и не делаете никакого рассуждения в ваших предположениях, кого должно предпочесть, нищего и добродетельного или богатого и нерадивого. Поэтому эта ваша безрассудность, приводит вас к лицеприятию, так что, богатый сидит у вас на первом месте из-за его богатства, а нищего вы уничижили из-за его нищеты, хотя оба имеют одно естество.

И бысте судии помышлений злых показывает, что из-за того, что вы предпочли богатого, то стали неправедными судьями и уклонились в лукавство, за лицеприятие которое содеваете [26]». У иных стоит вопросительный знак, так что, изречение это читается так: «(И) не разсмотристе в себе и бысте судии помышлений злых?» т.е. если вы в судилище предпочли из двух богатого, скажите мне, сим предпочтением уже не делаете никакого в себе рассуждения? Разве не становитесь вы лукавыми судьями и неправедными? Да, точно становитесь, потому что за этим предпочтением что последует?

Отвечает святой Митрофан, что тот нищий, который вошёл в судилище, чтобы участвовать в нём, видя, как вы богатого сажаете рядом с собой, того же презираете, размышляя в себе о таком лицеприятии, откажется от всего абсолютно и решение достанется в пользу богатого, отличающегося от него. Или, даже если он и будет молчать, рассчитывая на другой, праведный суд, то хорошо, если он его найдёт. Если же его застанет смерть до того, как найдёт он справедливый суд, то все его деньги и имущество неправедно и беззаконно удержит богатый. Сыновья же и дочери богатого, став сиротами, будут лишены тех вещей своего отца, на которые они могли надеяться, чтобы как-то управить свою жизнь в таком несчастье.

Какого же осуждения достоин содеявший таковое? Конечно большого и великого. Так об этих судьях пишет пророк Михей: «У, люте мне, душе! Яко погибе благочестивый от земли, и исправляющего в человецех несть; вси во кровех прятся, кийждо ближняго своего озлобляет озлоблением, на зло руки своя уготовляют; князь просит, и судия мирная словеса глаголет, желание души его есть» (Мих. 7:2-3). И ещё «не вам ли есть еже разумети суд? Ненавидящии добра, а ищущии зла, похищающии кожи их с них и плоти их от костей их; якоже объядоша плоти людий моих, и кожи их от костей их одраша, и кости их столкоша и содробиша яко плоти в коноб и яко мяса в горнец, тако возопиют ко Господу и не послушает их» (Мих. 3:1-4). И пророк Амос о них пишет: «Сего ради понеже пястьми биете убогих и дары избранны приясте от них, домы украшены соградисте, и не вселитеся в них, винограды вожделенны насадисте, и не имате пити вина от них. Яко уведех многа нечестия ваша, и крепцы греси ваши, попирающее праведного, приемлюще премены и убогия от врат отреяюще» (Ам. 5:11-12). Согласно говорит и Аввакум: «противу мне бысть суд, и судия вземлет. Сего ради разорися закон, и не производится в совершение суд, яко нечестивый преобидит праведного, сего ради изыдет суд развращен» (Аввак. 1:3-4).


[26] И Соломон хочет, чтобы чтили и принимали богатого и бедного без предпочтения, потому что оба они творение Божие, сказано: «Богат и нищь сретоста друг друга, обоих же Господь сотвори» (Притч. 22:2), как толкует Богослов Григорий: «Опять, когда ты слышишь слова: «богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого Господь создал» (Притч.22:2), то не думай, будто Господь создал одного нищим, а другого богатым для того, чтобы ты еще больше мог нападать на нищего, ибо неизвестно, от Бога ли произошло такое разделение. В этих словах Писания показывается только то, что и нищий, и богатый равно созданы Богом, хотя и неодинакова внешняя их участь. Пусть это подвигнет тебя к состраданию и братолюбию, и если б когда при взоре на свое богатство ты возгордился, то пусть мысль об общем Создателе смирит тебя и введет в пределы скромности» (Слово о любви к бедным).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

и не разсмотристе в себе и бысте судии помышлений злых

Союз «и» поставлен здесь по обычаю древнего образа выражения, ибо здесь продолжение вышесказанного, почему союз «и» излишен. Ход речи такой: «Если кто войдет в собрание ваше» и прочее, потом - «не пересуживаете ли вы между собою» - это вторая часть предложения, почему и смысл речи должен быть таким: поелику вы не рассудили, как должно, то стали судьями с худыми мыслями. Не пересуживаете ли, то есть вы испортили приговор свой, не сделав наперед никакого исследования о том, рачителен ли бедный или ленив богатый. Но ваше неразличение привело вас к лицеприятию, заставило вас одного похвалить, как богатого, а другого презреть, как бедного. И бысте судии помышлений злых, то есть стали судьями несправедливыми, поддавшимися лукавству из лицеприятия.

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Блаж. Августин

то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями

Кто вынес бы то, что богатый избирается на почетное место в Церкви, в то время как бедный - более образованный и более благочестивый - терпит пренебрежение? Когда же речь идет о ежедневных собраниях, если кто и грешит, то разве не тот, кто сам с собою рассуждает таким образом, что ему человек кажется тем лучше, чем он богаче?

Послания.

Беда Достопочтенный

Ст. 4-5 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его

Обратите внимание, говорит апостол, что не те, кто являются богатыми для века сего, оказываются лучшими в очах Божьих. Разве не бедных в этом мире избрал Бог быть богатыми в вере и наследниками Царства, которое (Бог – Vlg.) обещал любящим Его? Бедняками апостол называет смиренных, которые за отвержение видимых вещей и за упование на невидимое богатство презираемы в этом мире. Но таких избрал Господь наш Иисус Христос, говоря: не бойся, малое стадо, ибо благоволил Отец ваш дать вам Царство (Лк. 12:32). Таковых Он избрал, сделав бедняков Своими подданными, которые служили Ему, когда Он пришёл в мир. А упованием на будущее Царство Он превратил их в славных и знатных.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями

См. Толкование на Иак. 2:2