Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство
Светлое вечное Царство Христово наследуют не все люди, а лишь малое стадо!.. Как это тяжело слышать! Но кто в этом виноват, как не сами люди! Не будем говорить о тех, кто не слышал о Христе… Но как много есть людей неверующих и неправославных, живущих среди православных, – постоянно слышали они о Боге, о Церкви, их зовут к вере в Бога и к святому православию… Со смехом, а иные злобно отходят люди от своего вечного блаженства!.. Удивительно это неразумие, близорукость и неблагодарность человеческие!.. Подивись, возлюбленный, о безмерной любви Божией… Ради «малого стада» избранных Господь благоволил все же пролить Свою безценную кровь, хотя она пролита за все человечество…
Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство
Как, рыбарям царство? Да, Царство, притом не здешнее, временное, преходящее, а Небесное, вечное. Отец Небесный благоизволил дать Царство апостолам прежде окончания ими земного поприща или, лучше, от сложения мира, по предведению того, что они хорошо воспользуются благодатию Божиею, даруемою человеку для спасения.
Дневник. Том II. 1857-1858.
Ст. 32-34 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет
Господь желающих быть учениками Его называет «малым стадом» или потому, что в мире сем святых весьма мало по причине требуемой произвольной нищеты и нестяжательности, или потому, что их меньше, чем Ангелов, которых сонмы не имеют числа и несравненно превышают число нас. А что Ангелов гораздо больше, это видно из притчи, в которой Господь сказал, что пастырь об одном заблудшем и снова найденном радуется более, нежели о девяносто девяти незаблудших (Лк. 15, 7). Ибо отсюда видно, что как единица относится к девяносто девяти, так и род человеческий к миру ангельскому. «Не бойся, - говорит, - малое стадо», то есть не сомневайся, что Бог будет промышлять о тебе, хотя бы ты сам и не заботился о себе. Почему? Потому что Отец благоволил дать вам Царство. Если Он дает Царство, то тем более подаст предметы земные. Итак, не думай, что если усвоишь себе нищету, то не будет Промыслителя о тебе, но продавай имение, давай милостыню и сделай сокровище неистощимым. Потом убеждает нас и непререкаемыми умозаключениями. Здесь, - говорит, - моль съедает, а на небе - нет. Итак, не безумно ли слагать сокровище в таком месте, в котором оно повреждается? Потом, поскольку моль не съедает золота, Он присовокупил: «куда вор не приближается». Ибо если моль не съедает золота, то вор похищает его. Потом, поскольку не всех же обкрадывают, Он присовокупляет еще большее и совершенно неопровержимое основание. «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Пусть, - говорит, - будет и так, что и моль не съест, и вор не подойдет, но самое порабощение сердца закопанному в землю сокровищу и повержение в землю богоподобного существа души какого достойно наказания? Не тем ли больше наказание (предлежит) тому, кто имеет ум? Где сокровище ваше, там и сердце ваше. Если сокровище в земле, то и сердце в ней; если сокровище на небе, то и сердце - горѐ. Кто же не изберет лучше быть горѐ, чем под землей, быть Ангелом, чем кротом, живущим в подземных норах?
Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство
В этих словах Господь высказывает Своим ученикам ободрение в приобретении добродетели нестяжательности и предостережение их от излишней заботливости даже о необходимых житейских требованиях, о чем Он поучал их выше, внушая больше всего заботиться о приобретении Царствия Божия и правды Его (Лк. 15:31).
Не бойся, – не страшись никакого лишения, какое встретится тебе в искании сего Царства Божия с Его правдою, потому что лишение вознаградится сторицею – получением сего царства (Мих.); не бойся, потому что Сам Бог будет промышлять о тебе (Феоф.).
Малое стадо, т.е. общество верующих во Христа, частнее, ближайших учеников Его, Апостолов. Иисус Христос иногда изображал Себя пастырем, а Своих последователей – стадом (Ин. 10:11 и дал.), по сходству между тем и другим. Пастух всегда сопровождает стадо, защищает его от хищных зверей, водит на хорошие пастбища, на воду и т. д. Так точно и Господь заботится о Своих последователях, ограждает их Своим учением и спасительною силою от врагов видимых – неверующих и нечестивых людей, и невидимых – злых духов, питает и напояет их души и учением, и таинствами и пр.
Отец наш благоизволи дати вам Царство, т.е. нестяжательностию и лишениями вы сами достигнете блаженства на небе и оснуете на земле Церковь Божию для приобретения вечного блаженства и для других верующих. Этим сторицею вознаградятся всякие лишения ваши, какие бы ни пришлось вам перенести (Мих).
Толкование на Евангелие от Луки.
Ст. 32-34 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет
«Не бойся, малое стадо…» Эти слова находятся только у евангелиста Луки. Здесь Господь дает уверение Своим ученикам в том, что их стремление к Царству Божию (стих 31) достигнет своей цели. А они и могли бояться именно того, что им, пожалуй, не придется войти в это Царство, потому что они, во всяком случае, представляли собой только крайне маленький кружок («малое стадо»), тогда как в Ветхом Завете, по общему тогдашнему представлению, Царство Мессии было предназначено народу избранному в его целом. «Что же в самом деле представляем мы собою? – могли думать апостолы. – Что же это за «Царство» будет, в котором будем только мы с немногими другими последователями Христовыми?» Но Господь рассеивает все их сомнения указанием на «благоволение» Божие: Царство пред вами откроется (ср. Лк.22:29 и сл.) – конечно, славное Небесное Царство Мессии.
«Продавайте имения…» Эта цель так важна, что вы для нее должны жертвовать своим земным достоянием. Это уже, конечно, относится не только к апостолам, но и ко всем последователям Христовым (см. Мф.6:19–21).
«Приготовляйте себе». Другим вы отдадите свои земные стяжания, но позаботьтесь и о себе – старайтесь приобрести себе небесное сокровище, т. е. вход в славное Царство Христово. Однако нельзя думать, что это будет достигнуто одним раздаянием своего имения бедным или одной милостыней. Милостыня, раздача своего имения только освободят человека от препятствия, каким является богатство для человека, который стремится к приобретению Царства Небесного, но кроме этого ищущий такого Царства должен приложить все свои силы к достижению поставленной им цели.
«Влагалища не ветшающие», т. е. такие хранилища небесных сокровищ, которые никогда не изнашиваются и из которых ничего не просыпается.