Толкования на Иак. 3:13

Прп. Никодим Святогорец

Ст. 13-16 Кто премудр и худог в вас, да покажет от добраго жития дела своя в кротости и премудрости. Аще же зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших, не хвалитеся, ни лжите на истину; несть сия премудрость свыше низходящи, но земна, душевна, бесовска; идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь

Поскольку божественный Иаков, толкует святой Митрофан, выше привёл множество примеров и подобий, чтобы убедить христиан обуздывать свой язык, и не оставлять его говорить неподобающее, после заметив что они остаются бесчувственными, с недоумением продолжает. Кто есть мудрый и разумный среди вас христиане? Если есть таковой среди вас, пусть покажет дела доброй жизни с мудрой кротостью, как и пророк Осия вначале сделал то же самое, в конце же своего пророчества сказал сие: «Кто премудр и уразумеет сия? и смыслен, и увесть сия? яко правы путие Господни, и праведнии пойдут в них, а нечестивии изнемогут в них» (Ос. 14:10).

Слово это брата Господня имеет следующий смысл. Многие и разные, говорит, примеры привёл я вам, христиане, чтобы убедить вас престать от гнева и горьких слов против братьев ваших, чтобы вы возлюбили и положили начало кротости и душеполезным беседам. И если среди вас найдётся кто-нибудь, кто исповедует, что понял вышесказанную мою беседу, имеющий премудрость свыше и разум божественный и то, что получил пользу от этого, изменившись к лучшему, такой пусть снабдит своё исповедание благими делами. И пусть покажет плод той пользы, которую получил от моих слов, живя христианской жизнью, в кротости и долготерпении, а не высокими и пустыми словами хвалится, что получил пользу от моего учения. Потому что если такой имеет горькую зависть в своём сердце, как по Феофилакту, это есть некое движение души ревностной и мятущейся, подобно, если производит он рвение, т.е. суетные споры и оговор, пусть не хвалится, что получил пользу от моих слов, таковой есть лжец, и не говорит истины. Поэтому, если кто-нибудь не показывает добродетельных дел, долготерпения и кротости к своим братьям, но говорит одни правдоподобные и риторические слова, чтобы показать себя безупречным, сей явно обличается, что не имеет в своей душе вселения божественной свыше премудрости, о которой сказал Приточник: «Господь даёт премудрость, и от лица Его познание и разум» (Притч. 2:6). И в Премудрости говорит тот же: «Яко в злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху» (Прем. 1:4).

Потому-то и брат Господень последовательно говорит, что это не есть премудрость свыше, нисходящая от Бога, о которой я уже вам говорил «аще же кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающаго Бога всем нелицеприемне не поношающаго», но эта премудрость земная, премудрость душевная т.е. плотская, и премудрость бесовская. И праведно назвал он эту премудрость дурными словами, чтобы отделить её от премудрости, которая даётся свыше от Отца светов. Та же премудрость, не имеет плодов и знамений истинной и божественной премудрости, но лжеимённая, плотская и безумная для Бога, как созданная из правдоподобных слов, о ней же блаженный написал Павел: «не в мудрости плоти, но благодатию Божиею жихом в мире» (2 Кор. 1:12). И ещё: «слово мое и проповедь моя не в препретелных человеческия премудрости словесех» (1 Кор. 2:4). И в другом месте: «Премудрость бо мира сего буйство у Бога есть» (1Кор. 3:19). Весь этот смысл, истинно выстраивает и показывает святой брат Божий, последовательными фразами говоря: зависть и споры есть нестроение и всякая злоба. Нестроение и злоба есть результат земной и плотской и бесовской премудрости, а не свыше божественной. Поскольку у вас рвения и споры, то вы обладатели земной и плотской и демонской премудрости, а не свыше божественной. Тоже самое почти и Павел написал к Коринфянам «еще бо плотстии есте. Идеже бо в вас зависти и рвения и распри, не плотстии ли есте и по человеку ходите?» (1 Кор. 3:3)[44].


[44] Феофилакт и Икумений говорят, что некоторые Христиане того времени, любящие начальствовать и гордящиеся мудростью мира, проповедовали другим, из зависти, к добродетельным и истинным учителям. Поэтому примешивали к Божественному, много человеческого, чтобы новыми словами, привлечь к своему мнению слушателей. Отсюда произо- шли ереси. Поэтому божественный Иаков, закончив учение о необузданности языка и злословии, учит здесь против зависти и суетных споров. И говорит, что это учение, происходящее от зависти, не есть от Божественной премудрости, но от бесовской. Поскольку же слово «ревность» или «зависть», имеет нейтральный смысл, так как означает и хорошую ревность, и плохую, то называет её горькой, чтобы отделить от хорошей. Ревность есть пламенное движение души к чему-нибудь. Рвение же – порочная спорливость.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блaж. Феофилакт Болгарский

Ст. 13-16 Кто премудр и худог в вас, да покажет от доброго жития дела своя в кротости и премудрости. Аще же зависть горьку имаще и рвение в сердцах ваших, не хвалитеся, ни лжите на истину; несть сия премудрость свыше низходяшц, но земна, душевна, бесовска; идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь

Люди, любящие начальствовать и хвалящиеся мудростью мира сего, проповедовали наперекор православным учителям, завидуя им и примешивая человеческое к Божественному, чтобы привлечь к себе слушателей новизной учения, отчего и ереси произошли. Посему, окончив слово об опрометчивости и необузданности языка, апостол обращает речь на зависть, которая рождается в людях от подобной же безрассудности, и говорит, что такие учения не свойственны истинным учителям, потому что истекают не от Божественной мудрости, но от бесовской. Сказал же он это, предварительно похвалив доброго учителя. А так как ревность может иметь приложение и к доброму и к худому, ибо ревность есть пламенное стремление души к чему-нибудь с некоторым уподоблением тому, к чему есть рвение, то апостол прибавил: горьку, чтобы показать, о какой ревности говорит он. Сварливость же есть неодобрительная страсть к спорам. Называется так и оговор со злоречием.

Беда Достопочтенный

Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью

Как выше Иаков призывал замолчать учителей недостаточно образованных, несовершенной жизни, неспособных обуздать свой язык, так теперь он зовет мудрых и разумных, как и тех, кто считает себя таковыми, больше показывать мудрость и разумность в своей собственной жизни, нежели уча других.

О семи Кафолических посланиях.


Поскольку ранее апостол повелел негодным учителям молчать и запретил занимать учительскую должность тем, кто ведёт недостойную жизнь и невоздержан на язык, то [теперь] он призывает тех из них, кто является мудрым и сведущим (либо кажется себе таковым), показать свою учёность скорее в мудрой и строгой жизни, чем в поучении других. Ведь кто с кротким сердцем и чистыми устами творит по силам добро, тот и приводит неоспоримое доказательство своей мудрости. Ибо начало премудрости – страх Господень (Пс. 110:10). А кто более склонен к проповеди Слова, нежели к его исполнению, тот очень часто навлекает на себя обвинение в глупости из-за [своего] пристрастия к хвастовству и спорам, из-за склонности к витиеватости, из-за незнания кафолической истины (per ignorantiam catholicae veritatis) и зависти к другим учителям. Этому хорошо соответствует сказанное Соломоном: ибо где много слов, там часто – нужда (Притч. 14:23).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Лопухин А.П.

Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью

После столь подробного раскрытия мысли о необходимости и трудности обуздания языка, Апостол возвращается к главному предмету своего увещания (ст. 1) - не стремиться многим к учительству. Истинным учителем может быть лишь человек мудрый, σοφός, (= евр. хакам) и разумный, ἐπι­στήμων (= евр. набок): в библейско-еврейском употреблении (см., напр., Втор. 1:13; 4:6; Оc. 14:10) эти два понятия, весьма близко родственные друг другу, выражают полный объем теоретической и практической мудрости. Св. Апостол, направляя речь против злоупотреблявших словом, оттеняет практический момент (мудрый или разумный) докажи на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью«. В приложении к христианскому учителю это наставление Апостола напоминает наставление Спасителя апостолам о голубиной кротости при змеиной мудрости (Мф. 10:16).

Толковая Библия.