Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению
Так как учение без применения к делу не только не полезно, но и приносит большой вред и осуждение проводящему свою жизнь без внимания, то, уничтожая ревность не желающих трудиться, [Иаков] запрещает учить тем, которые учат, не выполняя своего учения на деле, и изрекает большое осуждение. Если этого нет, таковой подлежит наказанию, равно как и совершен тот, который не погрешает в деле и слове научения; он может обуздать и все тело. Если учит этому и определяет веру правильными словами вместе со светлыми делами, соответствующими вере, то такой обуздывает, очевидно, свое тело, не позволяя ему соблюдать любви к миру.
Фрагменты.
Не мнози учителие бывайте, братие моя, ведяще, яко болшее осуждение приимем
Поскольку выше сказал уже святой брат Божий, что христианам не подобает иметь веру, праздную от добрых дел, здесь подаёт урок подобный вышесказанному. Как некоторые предпринимают учить других, тем добродетелям, каких сами не достигли делами, сии, говорит, не только не приобретают никакой мзды от такого учительства, но более того, большее имеют принять осуждение. Потому что, кто учит добродетелям как их имеющий, в действительности их не имея, тот уже осуждён, согрешая своим языком как лжец. Поскольку, если язык согрешает по естественной привычке от стремительности, и имеющий такой согрешающий по не вниманию язык осуждается, как сказал Соломон «за грех устен впадает в сети грешник» (Притч. 12:13), на сколько более осуждается тот, кто согрешает своим языком, хорошо к этому подготовясь? т.е. тот кто учит других тому, чему сам не научен делами. О таковых здесь и говорит божественный Иаков, как толкует это изречение Феофилакт и Икумениий. Митрофан же говорит, что таковые хотят быть учителями других по гордости и любоначалию, думая что они мудры и добродетельны в истине, не будучи таковыми. От этого происходят противоречия, споры, ложная слава и разделения в христианах. Поэтому говорит к ним божественный Иаков, что это дело, т.е. то, что некоторые сами от себя становятся учителями других, без достоверных дел, сие ненавистно пред Богом. От Бога подобает быть званным, для научения людей, а не от самих себя, как вопиет великий Павел «никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога» (Евр. 5:6). Итак, таковые наибольшее восприимут осуждение. Тот же, кто становится учителем других, в двух вещах должен иметь страх в душе своей: первое то, чтобы не иметь ущерба в добродетелях перед теми, которых учит, и второе, чтобы и других сделать благоиспытанными в них (т.е. в добродетелях). Если сих двух вещей, таковой не достигнет, повинен будет большим мукам.
Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
Не мнози учителие бывайте, братие моя, ведяще, яко болшее осуждение приимем
Выше апостол говорил и учил, что верные должны иметь веру не одну, но вместе с добрыми делами. Теперь он переходит к другой равнозначительной заповеди. Некоторые берутся учить тому, чего сами не совершали. Такие учители, говорит, не получают никакой пользы, но подлежат большему осуждению. Ибо кто учит тому, чего сам не имеет, как имеющий будто бы это, тот достоин осуждения за то, что грешит своим языком.
Чтобы обстоятельнее подтвердить это, говорит, что если в ином случае язык обыкновенно и грешит от невнимательности, за что не избежит осуждения впавший в оную, как учит Соломон, за грех устен впадает в сети грешник (Притч. 12,13), то как избежит неизбежного наказания тот, кто намеренно грешит языком, кто учит тому, чего не изучил на опыте?
Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению
Теперь апостольская проповедь запрещает, чтобы многие открывали дело учения. Ведь и Господь наш Иисус Христос не многих, но немногих избрал для учительства, то есть двенадцать апостолов, так как не всем дается совокупность учения.
Трактат на семь Кафолических посланий.
Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению
И он говорит, что преступление таковых больше, чем если бы они не получали никакой пользы. Ведь тот, кто учит о не существующем у него как о существующем, - виновен, поскольку пал из-за своего языка.
Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.
Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению
Здесь Иаков, без сомнения, имеет в виду осуждение, которое уже было произнесено устами автора Псалмов.
О скинии.
Во времена апостолов верующие стремились проповедовать слово Божие как можно большему числу людей и учились часто уже в процессе проповеди; так и Аполлосу, мужу, превосходно знающему Писания, было известно только крещение Иоанна [Предтечи], но при этом он без страха и сомнения проповедовал Христа. По мудрости Аполлоса ему вскоре явился учитель, с легкостью научивший его тому, чего ему недоставало, и он вернулся к делу проповеди уже совершенным. Однако другие люди, менее знающие, которые пришли в Антиохию из Иудеи, учили верующих из числа язычников, что те не спасутся, если не будут обрезаны по закону Моисея, что, впрочем, было легко опровергнуть правоверным проповедникам. Учителей такого рода блаженный Иаков и хочет отстранить от проповеди слова [о Христе], чтобы они не препятствовали тем, кто сумеет восполнить недостающее. Как тот, кто хорошо совершает служение, возрастает в добре, так и тот, кто, не будучи научен, претендует на роль наставника, проповедует Христа не так, как должно, примет большее осуждение, чем если бы он погиб в своих преступных заблуждениях в одиночестве.
О семи Кафолических посланиях.
Книга Деяний показывает, что в апостольские времена верующие имели большое усердие в распространении Слова. Так Аполлос, человек весьма сведущий в Писаниях, который знал только крещение Иоанново, с дерзновением проповедовал Христа. Но поскольку он был человеком умным, то он с большой лёгкостью восполнил недостаток в своём знании и вскоре стал учителем, возвратясь к служению проповеди уже совершенным (см. Деян. 18:24–28). Другие же, придя из Иудеи в Антиохию и находясь в глубоком невежестве, учили верующих из язычников, что если те не обрежутся согласно закону Моисея, то не смогут спастись. Этим спорным мнением они создали большие трудности для истинных проповедников. Таковых и подобных им учителей блаженный Иаков отстраняет от служения Слова, чтобы они не создавали препятствий тем, кто способен исполнять это служение правильно. Вы знаете, что примете большее осуждение? (Зная, что вы примете большее осуждение – Vlg.). Ибо как тот, кто хорошо послужил, приобретает себе достойное положение (ср. 1 Тим. 3:13), так и невежда, попытавшийся присвоить себе служение учительства, и возвещающий Христа не чисто (ср. Фил. 1:17), заслуживает большего осуждения, чем если бы он только сам погибал в своём нечестии.
Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.
Ст. 1-2 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело
Многие, уклоняясь от трудного дела исполнения заповедей Божиих и от проведения в жизнь принципов истины, правды и любви, склонны заменять дело словом; скудные верою и соответствующими вере добрыми делами, такие люди тем более расположены к злоупотреблению словом, к словопрениям, а также к самозванному учительству. Последнее явление обычно особенно при появлении нового учения. Преимущественно иудеи времени Иисуса Христа тяготели к учительству, за что и обличаемы были Господом (Мф 23:7-8) и св. Апостолом Павлом (Рим 2:17-22). Среди иудео-христиан, читателей послания св. Иакова, также, очевидно, широко была распространенна страсть к самозванному учительству. Зная, как опасно учительство тех, которые сами еще не утверждены в нравственных началах, Апостол Иаков и предостерегает читателей от такого произвольного, самозванного учительства, не касаясь, разумеется, существовавших в первенствующей церкви учителей и евангелистов, нарочито призванных и поставленных на дело проповеди евангельского учения и имевших для учительства особый благодатный дар (1Кор.12:29; Еф 4:11). Апостол внушает желающим учительствовать строго испытывать к тому способность, более же всего смотреть на то, имеет ли человек самообладание обуздывать язык свой: трудность последнего качества, являясь признаком высокого нравственного совершенства человека, владеющего этою способностью, должна предостерегать большинство людей от попытки принимать на себя столь трудное и ответственное дело, грозящее недостойному учителю лишь большим осуждением. Причина этого - общечеловеческая греховность, особенно проявляющаяся в связи с неправильным употреблением дара слова. Грешат все люди, но самозванным учителям - сугубая опасность греха и наказания. «Некоторые берутся учить тому, чего сами не совершали. Такие учителя, говорит, не получают никакой пользы, но подлежат большему осуждению. Ибо кто учит тому, чего сам не имеет, как имеющий будто бы это, тот достоин осуждения за то, что грешит своим языком» (блаж. Феофил.).