Толкования на Иак. 4:7

Свт. Кесарий Арелатский

Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас

Будем же, сколько в наших силах, с помощью Господа сопротивляться этому самому тяжелому пленению души [дьяволом].

Проповеди.

Прп. Иоанн Кассиан

Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас

Всякий согрешает от того, что при нападении худых помыслов не отвергает их тотчас же противоречием. Ибо сказано: противостаньте дьяволу, и убежит от вас.

Собеседования.

Прп. Никодим Святогорец

Повинитеся убо Богу, противитеся же диаволу, и бежит от вас

После вышесказанного следует и настоящее изречение. Поскольку уже было сказано, что Бог противится гордым, даёт же благодать смиренным, поэтому здесь говорит, что повинитесь Богу христиане. Поэтому-то и царь Антиох, поняв от страданий, что праведно есть, повиноваться Богу говорил: «праведно есть повинутися Богови, и смертну сущу равная Богови не мудрствовати горде» (2Мак. 9:12). И Давид всё время напоминал своей душе, сие повиновение говоря: «Обаче Богови повинися, душе моя» (Пс. 61:6). Приняв же благодать и силу, которую даёт Бог смиренным и повинующимся, с ней и противостаньте мужественно дьяволу, когда тот внушает вам постыдные, лукавые и хульные помыслы. И без сомнения убежит от вас в страхе, потому что, во-первых, боится благодати и силы святого Крещения, которая дана, чтобы попирать того, и всю его силу, как написано «Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию; и ничесоже вас вредит» (Лк. 10:19), и во-вторых, боится мужества вашего и великодушия, владычествующего и самодержавного помысла, который показываете против того, вменяюще его как пса, и презирающе подобно комара. В этом вас с одной стороны, ободряет на брань Соломон, говоря, что никакое зло не устоит перед божественной мудростью, и никакое лукавство не противостанет имеющему её христианину, с другой же, блаженный Павел говоря: «облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диволским, яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем (и) к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» [51].


[51] Отмечаем что, то что здесь говорит святой Иаков: «противитеся же диаволу, и бежит от вас», тоже самое, что говорит Павел: «ниже дадите место диаволу» (Еф. 4:27), и это значит, что когда дьявол приносит вам постыдные, лукавые и хульные помыслы, противостойте и противоборствуйте ему и не давайте ему места, т.е. не оставляйте чтобы в ваше сердце входил враг, сочетанием и сосложением помыслов. Как же человек может противостоять дьяволу? Или как дьявол может бежать от него? Если навыкнет всегда поучаться в своём сердце, краткой молитве: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя», как учат божественные Отцы, называемые Отцами трезвения. Потому что, святое и страшное имя Иисусово, произносимое, становится как секира и бич, которая бьёт дьявола и изгоняет сущих с ним демонов из сердца. Как сказал Иоанн Лествичник: «Бей супостатов именем Иисусовым».

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Повинитеся убо Богу, противитеся же диаволу, и бежит от вас

Как у нас извращен порядок нравственной жизни! Мы повинуемся тому, кому следовало бы противиться всею силою души, и противимся иногда всеми силами Тому, Кому мы обязаны совершенным повиновением. Творец наш имеет неотъемлемое и неоспоримое право на наше совершенное Ему повиновение как Виновник нашей жизни и нашего благополучия; и пусть бы еще это повиновение было для нас тягостно, мучительно, как повиновение рабов жестокому господину; пусть бы от этого повиновения получал хоть какую-нибудь выгоду Господь наш с ущербом наших выгод, нашего благосостояния. Но этого никто не может сказать: искреннее повиновение Господу легко и животворно, как повиновение добрых, нежных детей нежнейшим родителям; Господь, Который Сам дает всем живот и дыхание и все, ничего не приобретает от нашего повиновения Ему; мы не только не теряем ничего, детски повинуясь Ему, – напротив, приобретаем все. Как добрые родители не отказывают ни в чем своим добрым и послушным детям, так Отец Небесный, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2Кор. 1:3), ничего не жалеет для послушных чад Своих: Он дарует им любовь Свою, которая дороже и приятнее всего на свете, дарует мир их душе, который превыше всякого ума (Флп. 4:7), и животворную радость, которой никто не может отнять у них и которая служит залогом будущих нескончаемых радостей в светлых обителях на небе. Не гораздо ли лучше поэтому взять твердое намерение повиноваться Богу во всем, а диаволу непременно и всеми силами, до крови, противиться как твари, притом враждебной Богу, которая не имеет решительно никакого права на наше повиновение ей, которой, напротив, как падшей и находящейся в непримиримой вражде с Богом, мы обязаны при самом рождении, в таинстве крещения, противиться всеми мерами. Будем же противиться ему во всем – и он убежит от нас. Если мы в постоянном плену у него, если он постоянно находится при нас, то оттого именно, что мы нисколько не противимся ему. А сколько у нас прекрасных средств к обороне от него: сладчайшее и всесильное имя Господа Иисуса, Его Животворящий Крест составляют ужас и страшный бич для диавола и его аггелов; надобно только с сознанием и верою произносить почаще краткую молитву ко Господу: Господи, помилуй и спаси мя, – и делать на себе изображение Животворящего Его Креста.

Дневник. Том I. 1856.


Употребляй всегда усилия стать выше козней диавольских – и он убежит от тебя, видя твое сопротивление. А то ты пугаешься, и сам бежишь, когда следовало бы бежать ему.

Дневник. Том II. 1857-1858.


Как противиться невидимому духу? Невидимый действует ощутительно в нашем сердце – и мы знаем, когда он действует. Когда палит тебя внутренняя, мучительная страсть, противься ей, противопоставляй ей веру и любовь, не поддавайся ей ни одною мыслию – и ты будешь противиться диаволу, и он убежит от тебя, и после тесноты тебе будет вдруг легко, и увидишь ясно, что диавол бежал от тебя.

Противитеся же диаволу, и бежит от вас; то есть, когда он склоняет тебя к ненависти, то больше возлюби того, кого ненавидеть склоняет; если к зависти – желай больше добра; если к скупости – будь больше щедр; если к осуждению – старайся найти добрую сторону в человеке и похвали его, и так противься всякому греху.

Дневник. Том III. 1859-1860.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 7-10 Повинитеся убо Богу, противитеся же диаволу, и бежит от вас. Приближитеся Богу, и приближится вам; очистите руце, грешницы, исправите сердца ваша, двоедушнии; постраждите и слезите и плачитеся; смех ваш в плачь да обратится, и радость в сетование; смиритеся пред Господем, и вознесет вы

Двоедушными называет апостол тех, которые не хотят жить однообразно, но постоянно водятся и увлекаются насилием людей, и не живут в доме Господнем единомысленно, ибо Бог вселяет единомысленныя в дом (Пс. 67:7). А что и жизнь называется душою, это видно из слов пророка: кожу за кожу, и вся, елика имать человек, даст за душу свою, то есть за жизнь (Иов. 2:4).

Беда Достопочтенный

Ст. 7-8 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные

милосердием, избавляя вас от бед. Ведь каждый удалён от Бога не расстоянием, но расположением души. Поэтому тот, кто усердствует в добродетели, и тот, кто валяется в грязи пороков, напоминают разное местоположение на земле: один – близок к Богу, другой – далёк от Него. И Псалмопевец говорит: близок Господь ко всем призывающим Его в истине (ср. Пс. 144: 18). А с другой стороны: далеко от грешников спасение (Пс. 118:155). Особенно то спасение, о котором мы поём: Господь – просвещение моё и спасение моё! Кого мне бояться? (Пс. 26:1). И Сам Господь, когда призывал нас приблизиться к Нему, говоря: придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас (Мф. 11:28), показал, что это следует сделать не ногами, но делами. Поэтому Он добавил: возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29). Очистите руки, грешники, омойте сердца, двоедушные. Воистину, мы приближаемся ко Господу, когда имеем чистые поступки и сердечную простоту. Сказано: у кого невинные руки и чистое сердце, тот получит благословение от Господа, и милость [от Бога – Спасителя своего] (ср. Пс. 23:4). Воистину, Господь приближается к нам, когда подаёт нам, ищущим [Его] в простоте [сердца] (ср. Прем. 1:1), дары Своей милости. Святой же Дух научения убежит от лукавого, и удалится от помышлений неразумных (Прем. 1:5).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.

Андрей Монах

Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас

Если завистью дьявола смерть вошла в мир, и во внутреннего человека вселился Христос, по Писаниям, то вселился Он ради того, чтобы уничтожить смерть, появившуюся в результате зависти, и сделать не только это, но и даровать нам большую благодать: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10).

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Ст. 7-8 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные

Из доказанной истины, что дружба с миром есть вражда против Бога и влечет за собою лишение величайших и непреходящих благ, св. Апостол делает нравоучительные выводы - наставления нравственного свойства, обращенные к читателям: коль скоро в Боге и единении с Ним заключается величайшее благо, Апостол советует читателям, отложив гордость, покориться Богу, а вместе с тем сопротивляться противоположному, злому началу - диаволу (ὑποτάγητε τω̨̃ θεω̨̃, ἀντίστητε τω̨̃ διαβόλω̨). Покорность Богу есть столь великая сила (ср. Мф 4:1-10), что диавол легко побеждается ею и обращается в бегство (φεύξεται). По мере отступления диавола от человека приближается к нему Бог; но необходимо, чтобы и сам деятельно, сознательно стремился к приближению к Богу: «приближьтесь к Богу, и приближится к вам» (ст. 8а). Сходства приближения к Богу - внешние и внутренние: внешним образом совершается это приближение через очищение рук (καθαρίσατε χει̃ρας), т. е. через удаление всех греховных и оскверняющих человека дел и приобретение чистоты действий (образ взят от левитских ритуальных очищений, символизировавших духовно-нравственное очищение человека, ср. Пс. 17:21; Ис. 1:15-16). Другое средство - очищение сердца (ἁγνίσατε καρδίας) - имеет более внутренний, более глубокий смысл, поскольку сердце - источник и средоточие всей внутренней жизни человека (Мф. 15:19), и очищение сердца есть очищение всего человека (Пс. 50:12, 19). Апостол требует, чтобы грешники, оскверненные разными неправедными делами, и двоедушные, колеблющиеся между привязанностью к Богу и любовью к миру, достигали полной чистоты и во внешних действиях, и во внутренних расположениях.

Толковая Библия.