Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
За гордостью следует низложение, а за низложением – прославление. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать и, все соразмеряя праведно, воздает за противное – противным.
Против императора Юлиана (Слово 4).
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Как узнается гордый и чем врачуется? Узнается по тому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Правила кратко изложенные.
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Будь смиренен, чтобы в тебе успокоился Бог, <…> Бог в тебе хочет обитать.
Проповеди.
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Гордым противится Бог, потому что и в начале воспротивился их началовождю. Посему, прими во внимание, каково это – иметь Бога противоборцем, а соучастником – исконного мятежника.
Письма. Книга I.
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Если всякая добродетель творится душой и телом, душа же и тело, коими, как я сказал, совершается всякая добродетель, суть творение Божие; то не крайне ли сумасбродствуем мы, когда величаемся и тщеславимся чуждыми украшениями души и тела? И не тем ли это паче, что, опираясь на гордость, как на тростниковую трость, мы восставляем против себя беспредельного величием Бога, таким крайним беззаконием своим и безумием привлекая на главу свою страшнейшее Его неблаговоление; ибо «Господь гордым противится» (Иак. 4:6). Вместо того, чтобы подражать Господу в смирении, мы своим тщеславным и гордостным мудрованием вступаем в содружество с неистовым врагом Господа, гордым дьяволом. Посему-то Апостол говорит: «что же имати, егоже неси приял» (1 Кор. 4:7)? Разве ты сам себя создал? Если же тело и душу, из которых, в которых и чрез которых всякая добродетель бывает, получил ты от Бога, то «что хвалишися, яко не приемь» (там же)? Ибо Господь все сие тебе даровал.
Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
И после этого Он даровал [христианину] по милосердию Своему [дар] покаяния, [проявляющийся] через пост, бдение, обильные молитвы и воздержание от мира, дабы он смог претерпевать унижения, возненавидеть все телесные наслаждения и возлюбить плач более смеха.
Послания.
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
См. Толкование на Иак. 4:5
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
См. Толкование на Иак. 4:5
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Дай мне открыто проявляющую себя постоянную воздержность – свободную от этих и любых других такого рода пороков и нравственных изъянов. За нее я боюсь, опасаясь гордыни, за это столь великое благо испытываю страх перед возрастанием самонадеянности. Чем больше ей присуще то, что ей в себе может понравиться, тем больше я боюсь, как бы, угождая себе самой, она не стала неугодной Тому, Кто гордым противится, а смиренным дает благодать.
О святом девстве.
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Задирающий голову ненавидит Бога.
Трактат на Псалмы.
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, присоединимся к тем, которым дана от Бога благодать.
1-е послание к Коринфянам.
Некоторые из них учат, что брак – это разврат, происходящий от дьявола, и что им самим следует подражать Господу, Который не женился и не имел никакого имущества. Они гордятся тем, что якобы постигли более глубокий смысл Евангелия, недоступный остальным. Говорит же им Писание: Бог гордым противится, a смиренным дает благодать.
Строматы.
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Вот, один из-за любви к смирению приглашается к благодати, другой из-за греха гордости предназначается к наказанию. Следовательно, пусть каждый в отдельности искоренит в себе, если у кого-то увеличилась опухоль высокомерия, чтобы оружие небесной справедливости не обратилось против него.
Гомилии.
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Бог наказывает клятвопреступников, ненасытных любителей наслаждений и прочих грешников, пренебрегающих Его заповедями, но написано, что особым образом Он противится гордым, потому что достойны самого тяжелого наказания те, кто не сомневается в собственной добродетельности, кто, будучи уверен в своей самодостаточности для спасения, отвергает помощь божественной благодати. Напротив, смиренным Он дает благодать, ведь те, кто осознает себя больными грехом и умоляет уврачевать их, по мере желания их получают исцеляющие дары. Следует заметить, что это высказывание о гордых и смиренных блаженный Иаков цитирует по древнему переводу притч Соломоновых, ту же цитату приводит и Петр в своем послании, латинский же перевод восходит к еврейскому тексту и звучит так: Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать (Притч 3:34).
О семи Кафолических посланиях.
Господь даёт бóльшую благодать, чем дружба с миром, ибо земные блага временны. Мир даёт то, что будет со скорбью утрачено, а Господь щедро дарует вечную радость. Далее апостол поясняет, кому Господь щедро дарует такую благодать. Поэтому Он говорит: Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Воров, клятвопреступников, распутников и других грешников Бог наказывает как презирателей Его заповедей. Но особенно Он противится, как сказано, гордым. Разумеется, более строго наказываются те, кто полагаются на собственные силы, не желают в покаянии подчиниться Божественной власти, отказываются от помощи небесной благодати, как будто они самодостаточны для собственного спасения. А смиренным Он даёт благодать. Потому что те, кто, страдая от собственных пороков, предают себя в руки истинного Врача, справедливо получают желанный дар исцеления. Однако следует заметить, что этот стих о гордых и смиренных блаженный Иаков поместил в своём Послании, подобно как и Пётр, заимствовав из древнего перевода (antiquam Translationem) Притчей Соломона. Вместо этого, в нашем издании (in nostra Editione), которое берёт начало из еврейского подлинника (de Hebraica veritate), читается так: над кощунниками Он надсмехается, а кротким дарует благодать (Прит. 3:34). То, что Господь надсмехается над кощунниками, соответствует словам Павла о тех, которые отказавшись принять Господа, пришедшего во имя Отца Своего, примут антихриста, грядущего во имя своё (см. Ин. 5:43): за то, что они не приняли любви истины, чтобы быть им спасёнными, потому пошлёт им Бог действие заблуждения, чтобы они поверили лжи (2 Фес. 2:10–11). Он посмеялся над кощунниками, когда терпеливо переносил насмешки иудеев: если Он Царь Израилев, пусть сойдёт с креста, и мы поверим Ему (Мф. 27:42) – вплоть до смерти и погребения, а Своим скорым Воскресением победил их издевательства и саму смерть. Кротким же Он дарует благодать, потому что Своим смиренным последователям Он дарует [помощь] в совершении добрых дел и вечное блаженство.
Толкование на Послание Святого Апостола Иакова.
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Так что он не без цели сказал, что горделивое презрение Господних догматов и стремление к мирскому творит вражду против Бога. Если же Он гордым противится – а мы имеем обыкновение сопротивляться врагам, – то ясно, что гордые почитаются в числе врагов.
Комментарий на Кафолическое Послание Иакова.
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
См. Толкование на Иак. 4:5