Толкования на Иак. 4:10

Прп. Исихий Иерусалимский

Смиритесь пред Господом, и вознесет вас

Блаженны смиряющиеся пред Богом, ибо говорит Иаков: Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Всякий раз, когда мы вот так смиряемся, даже если против нас злоумышляют бесы или же на нас нападают люди, ненавидящие добродетель, мы имеем Бога, спасающего нас, если мы только не забываем Его закона и не хулим [Его] в наших скорбях.

Фрагменты.

Прп. Никодим Святогорец

смиритеся пред Господем, и вознесет вы

Почему святой Иаков, сказав выше «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (ст. 6), и далее «повинитеся убо Богу» (ст. 7) не удовлетворяется этим, но прибавляет ещё здесь третье «смиритеся пред Господем»? Разрешение, как я думаю следующее: поскольку страсть гордости, возобладала с огромным превосходством над всеми людьми, наиболее из всех страстей, и поскольку дьявол своим собственным мечём гордости, первый нанёс рану, самому себе на небе, им же уязвил и Адама на земле, и всех его потомков, то брат Божий желая исцелить эту великую язву, удваивает и утраивает врачебные средства и поэтому не нерадит писать о том же, взывая с Павлом: «Таяжде (бо) писати вам, мне убо неленостно, вам же твердо» (Флп. 3:1). Слово это брата Господня, согласно со словом Господа, Который сказал, что «смиряяйся вознесется» (Лк. 14:11). И ещё: «аще кто хощет старей быти, да будет всех менший и всем слуга» (Мк. 9:35). Смиряющий себя в этой жизни, будет вознесён в другой, как сказал верховный Пётр: «Смиритеся убо под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время» (1 Пет. 5:6). Что ещё сказать? Если кто смирен, сей бывает вознесён Богом и в этой жизни, поскольку принимает вселение в свою душу, Божией благодати, и бывает выше страстей и сетей дьявольских, и живёт жизнью упокоения или непадающей, достигши блаженного бесстрастия. Как сказал Сирах «Елико велик еси, толико смиряйся, и пред Господем обрящешь благодать» (Сир. 3:18), и поэтому молитва смиренного, возносится тотчас ввысь, проходит облака и не возвращается обратно, пока не приклонит Вышнего Бога исполнить его прошение, как говорит тот же Сирах: «молитва смиреннаго пройде облаки… и не отступит, дондеже посетит Вышний» (Сир. 35:17).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Смиритесь пред Господом, и вознесет вас

См. Толкование на Иак. 4:7

Беда Достопочтенный

Смиритесь пред Господом, и вознесет вас

См. Толкование на Иак. 4:9

Дидим Слепец

Смиритесь пред Господом, и вознесет вас

Гордыня - высшее из всех зол. Противоположное же гордыне - смирение - является великим благом. И когда каждое из них, то есть благо или зло, добровольно и свободно совершается, всякий, кто из кичливости возносит себя, смиряется в свое время противодействующим гордым Богом. Когда же возвышается достохвально, то смиряет себя [со всею] скромностью и подвигами смирения возводится на высоту [славы].

Краткое изложение.

Лопухин А.П.

Смиритесь пред Господом, и вознесет вас

См. Толкование на Иак. 4:9