Толкования на Иак. 4:15

Свт. Иоанн Златоуст

Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»

[Апостол] не отбирает [нашу] свободу, но он показывает, что не все зависит от нас, но мы нуждаемся и в благодати свыше. Ведь необходимо, чтобы наше желание и устремление полагалось бы не только на собственные наши труды, но и на Божие человеколюбие. Как было сказано в другом месте: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор 15:10).

Фрагменты.

Прп. Никодим Святогорец

Ст. 15-16 Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или оно; ныне же хвалитеся в гордынех ваших; всяка хвала такова зла есть

Поскольку выше показал святой Иаков, неразумными тех христиан, которые говорят, что отправятся в такой-то город и будут торговать надеясь на собственные силы, здесь советует, что бы подобало им говорить, т.е. вместо «днесь или утре пойдем во он град, и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение», должно говорить «аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или оно». Такой выстраивается смысл всех этих фраз. А выражение «иже не весте, что утре случится; кая бо жизнь ваша, яже вмале является, потом же исчезает» имеет промежуточный смысл, по Феофилакту и Икумению. Так подобало бы братья мои христиане, вам говорить, и сначала класть в основание волю Божию, и «аще Господь восхощет», затем же, говорите о том деле, которое имеете сотворить[58]. Потому что, без воли и Промысла Божиего, никакое доброе дело не может, ни начать, ни закончить человек. Поэтому и Исаия сказал «Еда прославится секира без секущаго ею? или вознесется пила без влекущаго ю?» (Ис. 10:15). Согласно же с Исаией, говорит и книга Иова: «Еда произничет рогоз без воды, или растет ситник без напаяния? еще сущу на корени, и не пожнется ли? прежде напаяния всякое былие не изсыхает ли? тако убо будут последняя всех забывающих Господа» (Иов 8:11-13). Этими словами осуждает божественное Писание, тех людей, которые думают достигнуть чего-то доброго без божественной воли и помощи. Поэтому и брат Божий осуждает здесь оставляющих помощь Божию и хвалящихся в возношениях своих, и говорит: «ныне же хвалитеся в гордынех ваших». И праведно назвал их гордящимися, потому что, по святому Феофилакту и Икумению, гордящийся происходит от слова «в блуждании» или «в помешательстве», что значит живущий в обольщении. И гордыня, есть занятие несуществующими вещами. Прельщённые же, и занятые несуществующим, есть те христиане, которые возлагают свои дела и занятия, не на волю и силу Божию, но на собственные силы и разум. И не слышат они неразумные Соломона, который говорит: «Не буди мудр о себе» (Притч. 3:7), и апостола Павла, который низлагает такое высокомерие и бахвальство, тех, которые думают, что имеют всё ведение и правильный образ мысли, говоря: «Аще ли кто мнится ведети что, не у что разуме, якоже подобает разумети» (1Кор. 8:2), поэтому далее говорит божественный Иаков, что всякая такая похвала, зла и лукава. Прибавил же «такова хвала», поскольку есть и хорошая похвала, о которой сказала пророчица Анна: «о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде земли» (1Цар. 2:10), и Павел сказал: «хваляйся, о Господе да хвалится» (1Кор. 1:31).


[58] Так и апостол Павел писал к Евреям: «И сие сотворим, аще Бог повелит» (Евр. 6:3), и к Римлянам пишет: «аще убо когда поспешен буду волею Божиею» (Рим. 1:10), и об Аполлосе писал к Коринфянам, что просил его прийти в Коринф, но не было воли Божией ему прийти: «и всяко не бе воля» (1Кор. 16:12), во всяком случае, апостол всегда ищет в первую очередь волю Божию, в каждом деле и предприятии, ему же должны подражать все Христиане, в каждом деле, которое делают, или в каждом слове, которое хотят сказать. Подобает же говорить и так: «если есть воля Божия, сотворю дело сие! если хочет Бог скажу это слово».

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»

См. Толкование на Иак. 4:14

Лопухин А.П.

Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»

См. Толкование на Иак. 4:13

Митр. Афанасий (Николау)

Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»

Именно Божье присутствие дает нам надежду на жизнь. Все делаем, подвизаемся, живем сегодняшним днем, сегодня, хлеб наш насущный даждь нам днесь! Проживай богоугодно сегодняшний день, насколько можно красивее, лучше, радостнее, более благословенно с Божьей помощью. Оставь завтрашний, он не принадлежит нам, а принадлежит Богу, также и вчерашний день, он прошел и все. Смотри на сегодняшний день. «Если даст Господь и будем живы, то сделаем то и то».

Так говорите: «С божьей помощью, если Бог даст, я сделаю то и то». Вы знаете, какую надежду это дает нашему сердцу? Во-первых, снимает с нас стресс, который разъедает нас, что мы непременно должны сделать определенные вещи, и горе нам, если их не сделаем! Но делайте то, что можете, что-то человеческое, если получится, хорошо, если не получится, тоже хорошо. Мир не погибнет, ничего существенного не произошло. Не привязывайтесь к этим вещам, они проходящие, временные, и не тратьте свое время на суету. Если можешь сделать что-то определенное, сделай это. Ты это сделал? Благодари Бога, что ты это сделал, чтобы обрадоваться, что сделал что-то хорошее и полезное для тебя и для твоей семьи. Ты не сделал этого? Не смог сделать? Будь благословен! Оставь это в Божьих руках. Полное доверие к Богу снимает с нас стресс, который разъедает даже маленьких детей, и у них есть стресс. А Богу будет это угодно? Поставь этот вопросительный знак. Но мы часто говорим: Нет! Необходимо это сделать любой ценой!Ну откуда мы знаем, что это должно произойти? Почему это должно произойти? И если бы все произошло, чего мы хотим? Вы знаете, наша жизнь настолько изменчива и не всегда все зависит от нас, потому что если человек будет добиваться, чтобы все происходило так, как он хочет, он может легко разрушить свою жизнь. Хорошо, что-то происходит так, как мы хотим, но другое-то нет. Тогда почему мы разрушаем свою жизнь с таким рвением? Примите настоящую реальность, примите вещи, как они есть.

Никто с комфортом не вошел в Царствие Божие.