Толкования на Ин. 2:24

Свт. Иоанн Златоуст

Сам же Иисус не вдаяше Себе в веру их, зане Сам ведяше вся

См. Толкование на Ин. 2:23

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 24-25 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке

«Сам же Иисус не вдаяше Себе в веру их». Непостоянно бывает настроение только что уверовавших и не утвержден еще ум их недавно бывшими чудесами: имея слово оглашения еще как бы незрелым, как же могут они быть твердыми в благочестии? Поэтому Христос еще не вверяет Себя новоуверовавшим, являя тем самым, что близость к Богу есть дело великое и достолюбезнейшее, и что оно не легко дается всякому желающему взять, но достигается стремлением ко благу, старательностью и временем.

Из этого пусть научаются хранители таинств Спасителя, что преждевременно не подобает допускать человека вовнутрь священных завес и дозволять приступать к Божественным трапезам тем новообращенным, которые поспешно крещены и которым до надлежащего срока сообщена вера во Владыку всех Христа. Таким образом, и это служит для нас образным указанием на то, кому всего приличнее подобает быть посвящаемым, ибо хотя и принимает уверовавших, но еще не надеялся на них, потому что «не вверял Себя» (им), откуда ясно следует, что новоприходящим должно немалое время пребывать в оглашении, и только уже после сего они должны приниматься в число верных.

«Зане сам ведяше всех, и яко не требоваше, да кто свидетельствует о человеце, сам бо ведяше, что бе в человеце». Рядом с другими и это достоинство Христа есть Божеское и не присущее ни одному из тварных бытий; ибо Псалмопевец усвояет его одному только истинному Богу, говоря так: «создавый на едине сердца их, разумеваяй (на) вся дела их» (Пс. 32:15). Если же и Христу принадлежит это свойство одного только Бога – знать то, что в нас, то каким же образом не будет Богом по природе «сокровенных Ведатель» (Дан. 13:42) и «Сведый глубокая и сокровенная», как написано (Дан. 2:22)? «Кто бо весть от человек яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем» (1Кор. 2:11)? Между тем как никто не ведает, Бог не не знает, ибо Он отнюдь не находится в числе всех тех, о коих справедливо употребляется «никто», но вне всего и все в Его власти. Это и Павел засвидетельствует словами: «живо бо Слово Божие и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюдуостра, и проходящее даже до разделения души (же) и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным: и несть тварь неявлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его» (Евр. 4:12–13). Ведь как «Насаждей ухо», Он все слышит, – и, как «Создавый око», Он «сматряет» (Пс.93:9). Также и в книге Иова Он приводится говорящим такие слова: «кто сей скрываяй от Мене совет, содержай же глаголы в сердце, Мене ли мнится утаити» (Иов. 38:2)? Итак, дабы мы признавали Сына Богом по природе, Евангелист считает нужным сказать, что Он нужды не имел, чтобы кто свидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что было в человеке.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.

Евфимий Зигабен

Сам же Иисус не вдаяше Себе в веру их

– не вверял Себя им, не полагался на них, как на Своих учеников; но почему?

зане Сам ведяше вся

всякого человека, тверд ли он, или не тверд; или: все у всех.

Лопухин А.П.

Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех

См. Толкование на Ин. 2:23