Толкования на Ин. 12:31

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 31-32 ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон: и аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе

Ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего повержен будет долу (ст. 31). Какую это имеет связь с словами: прославих и прославлю? Очень близкую и весьма тесную. Так как Он сказал: прославлю, то показывает и самый способ прославления. Какой же это способ? Тот, говорит, что он будет повержен долу. Что же значит: суд есть миру сему? Как бы так говорит: будет суд и отмщение. Как это и каким образом? (Диавол) умертвил первого человека, найдя его повинным греху (так как смерть вошла чрез грех). Но во Мне он этого не нашел; за что же он напал на Меня и предал смерти? Зачем вложил в душу Иуды мысль погубить Меня? Не говори мне теперь, что Бог так устроил, что это дело не диавола, а Божией Премудрости. Будем пока рассматривать лишь мысль этого злого существа. Итак, каким же образом мир судится во Мне? Диаволу, как бы на суде, будет сказано: пусть ты всех умертвил, потому что нашел их виновными во грехе; но за что Христа умертвил? Не явно ли, что несправедливо? Поэтому чрез Него тебе будет отмщение за весь мир. А чтобы это было очевиднее, я объясню примером. Представь себе какого-нибудь свирепого тирана, который всех, кто ни попадется ему, подвергает различным жестокостям. Если этот человек, встретив царя или царского сына, несправедливо умертвит и его, то смерть этого последнего может отомстить ему и за всех прочих. Представь себе еще, что какой-нибудь заимодавец, взыскивая с своих должников, будет бить их и сажать в тюрьму; потом, по той же жестокости, заключит также в темницу и того, кто ему нисколько не должен. В этом случае он будет наказан и за то, что он сделал другим, – именно, тот убьет его.

Так точно было и с Сыном (Божиим). Из-за того, что диавол дерзнул сделать со Христом, он получит наказание за все, что причинил нам. И что (Христос) указывает именно на это, видно из того, что Он говорит: ныне князь мира сего будет низвержен Моею смертию. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (ст. 32), то есть и язычников. А чтобы кто-нибудь не сказал: как же он будет низвержен, если он победит и Тебя Самого? – говорит: не победит; да и может ли это быть, когда Я и других привлеку к Себе? И не говорит о воскресении, но о том, что важнее воскресения: вся привлеку к Себе. Если бы сказал: воскресну, то еще не видно было бы, что уверуют в Него, но, сказав: уверуют, Он тем высказал и то и другое, – что Он и воскреснет, потому что, если бы Он оставался мертвым и был простым человеком, тогда никто бы не уверовал. Вся привлеку к Себе. А как же Он говорит, что Отец привлекает? Это значит, что Отец привлекает, когда привлекает Сын. Привлеку, говорит Он, так как их держит тиран и сами по себе они не могут прийти и освободиться из его рук, потому что он не пускает их. В другом месте это называет (Христос) хищением. Никтоже может сосуды крепкаго расхитити, аще не первее крепкаго свяжет, и тогда сосуды его расхитит (Мк. 3, 27) – так говорит Он, изображая силу (врага). Следовательно, что там назвал Он хищением, то здесь называет привлечением.

Свт. Кирилл Александрийский

Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон

«Ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон». Это тревожделенное время пришествия Спасителя показывало, что уже настали суд и правда у язычников, ибо им предстояло освобождение от жестоковластия диавола, когда святой и праведный Судия проявит им справедливейшую милость. По моему мнению, нельзя думать, что теперь именно и осуждается мир, когда настало время оправдания, но суд, то есть наказание, предстоит миру в будущем. Но «начальник (князь) мира сего извержется вон», то есть: будет, говорит, суд над поработителем мира, а не над потерпевшим порабощение миром, ибо, как и Сам Христос сказал, «не послал Бог Сына, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир» (Ин. 3:17). Таким образом, определением наступившего суда, говорит, будет «извержение вон начальника мира сего». Из чего же извержение? Очевидно, из добытого им чрез насилие начальства и отнюдь не принадлежащего ему царского достоинства. Слово «вон» означает наказание и удаление в ад, [когда и унесется к самому сатане. Итак, когда он изгнан чрез распятие Христа на высоте креста, тогда Господь обещает всех привлечь к Себе, очевидно чрез веру – к спасению и жизни].

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон

См. Толкование на Ин. 12:29

Евфимий Зигабен

Ныне суд есть миру сему

Теперь происходит осуждение людей мира сего через осуждение Меня. Для всех других людей смерть есть наказание за грех: вси бо согрешиша и грехом смерть вниде (Рим. 3, 23; 5, 12), но ни в каком случае не для Меня, потому что Я никогда не согрешил. А так как дьявол довел Меня до смерти, хотя Я всегда оставался безгрешным, то ныне, в настоящее время, он понесет наказание за оказанную Мне несправедливость, именно он лишится своей власти. И это осуждение дьявола за оказанную Мне обиду есть вместе с тем осуждение за обиду, нанесенную дьяволом первым прародителям и всему роду человеческому.

Ныне князь мира сего изгнан будет вон

из той власти, которую он приобрел через обольщение. Как сам он некогда через плод дерева лишил древнего Адама власти над миром, так теперь этой же власти лишил его самого новый Адам через дерево Креста, врачуя преслушание прародителя Своим послушанием.

Еп. Михаил (Лузин)

Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон

Ныне — ныне: ближайшее будущее — смерть и прославление Господа — представляется уже как наступившее и выражается с торжественною уверенностью в победе; ныне — крестом и смертью, воскресением и вознесением — совершается суд над миром и над князем мира — дьаволом. Суд над миром и дьаволом — это обозначение величайшего нравственного переворота в человечестве, перелома в духовной жизни его. Ныне совершается суд, по связи речи — осуждение, над миром сим — над неверующим и противохристианским человечеством века сего, или общее — над всем человечеством. Крест Христов послужит для всего человечества — во спасение верою одним, в осуждение за неверие другим и — в этом суд над миром, суд фактический — в нравственном сознании человечества (ср. Ин. 3:18—19); победою дела Мессии над всем Ему враждебным, победою, одержанною чрез смерть, обличится весь неверующий во Христа мир во всем бессилии его вражды против Христа, и — в этом осуждение мира, фактическое, в его нравственном самосознании (ср. Ин. 16:33). Эту победу Христа над миром чрез смерть Его должен испытать на себе особенно князь мира сего, власти которого над миром полагается конец смертию Христа и следующею за нею славою Его, потому что смертию Его совершилось искупление мира, примирение грешного человечества с праведным Богом, в силу которого все верующие в искупление освобождаются от власти дьавола и поставляются в общение со Христом (ср. Ин. 12:32; Рим. 5:12 и дал.). Князем мира сего называется диавол, как обладающий всем неверующим и враждебным Христу человечеством (ср. 2 Кор. 4:14; Еф. 2:2; Еф. 6:12). Эта победа Христа над дьяволом выражается словами: князь мира сего изгнан будет вон, т.е. вон из мира, из его доселешнего царства. Выражение указывает на уничтожение его власти властию Христовою, и притом лишь в сущности, а не в проявлениях, в идеальном обществе или Царстве Христовом. Общением со Христом верующие освобождаются от власти дьавола, но это только при совершеннейшей вере; а как совершенство не для всех доступно, то власть дьавола в мире продолжается над несовершенными по мере их несовершенства и над неверующими во Христа; верующим, таким образом, дарована лишь возможность освобождения от власти дьавола общением со Христом; возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного самоусовершенствования человека. Вот почему возвещенная здесь победа Христа над миром и князем мира хотя смертью и прославлением Христа фактически совершилась и настала, но Церковь Христова во временном и постепенном ее развитии в мире — еще Церковь воинствующая и будет таковою до кончины мира и последнего суда; потому места Нового Завета, в которых говорится о продолжающейся силе и деятельности в мире князя мира сего (2 Кор. 4:4; Еф. 2:2; Еф. 6:12; 1 Пет. 5:8 и мн. др.) не стоят в противоречии с рассматриваемым изречением Христовым (ср. Кол. 2:14 и дал.; 2 Кор. 5:14—17).

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон

После этого замечания, сделанного Христом по отношению к народу, Господь снова возвращается к речи о том, что «час Его» принесет всему человечеству. Теперь тот суд (κρίσις), который начался с выступлением Христа на служение (ср. Ин.3:19, 5:22, 24, 30), подходит к своему концу. Мир, осуждая Христа на смерть, полагает, что этим он совершенно устранит Его от всякого влияния на свою жизнь, а на самом деле не Христос, а этот самый враждебный Христу грешный мир теперь подвергается осуждению. Вместе с тем, изгнан будет из мира вон (согласно некоторым древним кодексам, «вниз» — κάτω) и владыка этого мира («князь») или диавол (Еф.2:2). Решение о диаволе будет произнесено «ныне», т. е. в час смерти Христа, но исполнение этого решения будет совершаться постепенно, с приобретением все новых и новых последователей Христу, почему Христос и говорит не «изгнан», а «изгнан будет» (ср. Ин.16:11).