Толкования на Ин. 14:10

Свт. Иоанн Златоуст

Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть; глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела

Не веруеши ли, яко Аз во Отце? – то есть являюсь в Его существе. Глаголы, яже Аз глаголю, о Себе не глаголю (14, 10). Видишь, какая чрезвычайная близость и какое доказательство единства существа? Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела (ст. 10). Почему, начавши речь о словах, Он перешел к делам? Ему следовало бы сказать: Той глаголет глаголы. Это потому, что Он здесь говорит о двух предметах, об учении и чудесах, или же потому, что и слова Его были делами. Как же Той творит? В другом месте Он говорит: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры (10, 37). Как же здесь говорит, что Отец творит? Этим Он показывает именно то, что между Отцом и Сыном нет ничего посредствующего. Слова его значат вот что: не иначе творил бы Отец, чем как творю Я. А в другом месте Он, действительно, представляет делающим и Себя Самого, и Отца, говоря: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (5, 17). Там Он показывает безразличие, а здесь – тожество дел. Если же слова Его с первого взгляда представляются уничиженными, то ты не удивляйся этому. Он наперед сказал: не веруеши ли, и потом уже произнес те слова, показывая, что Он построил так речь для того, чтобы привести Филиппа к вере. Ведь Он проникал в сердца учеников.

Беседы на Евангелие от Иоанна.


Не веришь, что Я в Отце? Опять: Я, и тогда уже Отец. Я в Отце и Отец во Мне. Как же ты говоришь, покажи нам Отца, вместо того, чтобы сказать: как же ты ожидал увидеть другого? Я в Отце и Отец во Мне. Сын познается в Отце, и Отец в Сыне. Как же ты говоришь, покажи нам, как бы желая видеть другого — помимо Меня — Отца? Я в Отце и Отец во Мне, не в силу смешения природы и не так, как будто сосуд вложен в сосуд. Не сочетание телесное разумеет Он, но мысленное созерцание. Я в Отце, потому что отец без сына не познается, и Отец во Мне, потому что сын без отца не является: точно так ум познается в слове и слово в уме. Откуда могу я узнать твою мысль, если не из того, что ты говоришь? Твое слово служит обнаружением твоего ума, а твой ум со своей стороны является истолкователем твоего слова. Нельзя познать слова, не уразумевши мысли, ни усвоить мысли, когда слово остается неизъясненным. Поэтому евангелист и говорит: в начале было Слово (Ин.1:1), чтобы показать Его бесстрастное рож­дение. Именно чем слово является по отношению к уму, тем Единородный Бог — Слово является к Своему Отцу.

Слово на слова Авраама, гласящие: положи руку твою под стегно мое.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 10-11 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам

Сын в Отце, так как является в Его существе, и опять Отец в существе Сына, подобно как царь является в образе своем, и образ в царе. Ибо одни черты у образа и у царя. А что Мое и Отчее существо одно, это ясно. Ибо «слова, которые говорю Я, говорю не от Себя», то есть говорю их не иначе, но как сказал бы Отец, так и Я говорю; потому что Я не имею у Себя ничего особенного, отдельного от Отца, но все общее; ибо одно существо, хотя лица разные. Но Отцу принадлежат не только слова, которые говорю Я, но и дела, дела Божественные. Если же дела - Божии, а Отец и Я - Бог: следовательно, дела - одного Существа, так что если Я делаю, Отец делает, если Отец делает, Я делаю. «Верьте, что Я в Отце, и Отец во Мне», то есть вам, которые слышите об Отце и Сыне, не следует искать никакого другого доказательства на Их сродство по существу. Если же этого вам недостаточно для доказательства единосущия и единочестия, и того, что Отец является в Моем существе и Я в существе Отца, то, по крайней мере, по делам верьте Мне: ибо дела - Божии.

Евфимий Зигабен

Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть

потому что Мы познаемся один через другого, как совершенно подобные. Найди в десятой главе изречение: да разумеете и веруете, яко во Мне Отец, и Аз в Нем (Ин. 10, 38) и прочитай объяснение его.

Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю

говорю не от Себя, потому что все Мое – Его и все Его – Мое: все Мы имеем общее и равное. Сказав об учении, затем говорит Иисус Христос и о делах.

Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела

В конце вышеупомянутой главы написано, что Иисус Христос сказал: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры (10, 37), а здесь Он говорит, что «Отец творит те дела, которые Я творю». И там, и здесь Он выразил одну и ту же мысль, именно – что Бог Отец и Бог Сын имеют одно и то же могущество и волю. Итак, Отец говорит через Сына, как через Свое Слово, а творит через Сына, как через Свою силу. Слова – во Мне пребываяй – значат то же, что – неотделимый от Меня или – во Мне отобразившийся.

Прп. Максим Исповедник

Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне

См. Толкование на Ин. 14:9

Лопухин А.П.

Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела

Христос, говоря, что видевший Его видел Отца, конечно, понимал под видением веру.

«Видеть» Отца во Христе – все равно что «верить» в то, что Сын пребывает в Отце, действует в Его имя и что Отец самым реальным образом пребывает в Сыне, сообщая Ему Свое могущество. Таким образом, Отца видят только верою, ни один смертный обычным образом Бога не видел. Только один Единородный Сын Божий поведал нам об Отце (Ин.1:18). Поэтому вопрос Господа Филиппу (разве ты не веришь?) содержит призыв к вере. А призыв этот Господь основывает на том же, что указывал прежде иудеям (Ин.5:19, 7:16, 8:23, 38), именно на том, что Его учение и дела – все происходит от Отца, за Ним во всей Его деятельности стоит невидимый Отец (Ин.7:17, 8:28).

«Дела Мои», т. е. все чудеса, которые Я совершаю.