Толкования на Иуд. 1:1

Свт. Климент Александрийский

Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом

Иуда (написавший это послание), был братом сыновьям Иосифа <…> и, хотя знал о родстве с Господом, однако не назвал себя самого братом Его, но что сказал? Иуда, раб Иисуса Христа, как Господина, брат же Иакова.

Заметки на Кафолические послания.

Свт. Лука Крымский

Ст. 1-2 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся

Ныне читалось послание святого апостола Иуды. Оно соборное и, следовательно, обращено ко всем христианам. Оно написано потому, что в древние, в апостольские времена уже появились разные еретики, и святой апостол предостерегает всех верующих от следования за еретиками.

Он так начинает свое послание: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся. Всем тем, которые освящены Богом Отцом, — во святом крещении освящены и сохранены Иисусом Христом. Чем нас сохраняет Господь Иисус Христос? О, многим, многим. Прежде всего, Он сохраняет нас великим Таинством Причащения Его Тела и Крови, в котором мы становимся причастниками Его Божественного естества, воспринимаем Его в себя, живем с Ним. Сохраняет и Своим Божественным учением, ибо в нем вся истина, в нем указан путь ко спасению нашему.

Спешите идти за Христом. Послание апостола Иуды.

Блж. Феофилакт Болгарский

Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом

По моему мнению, для этого апостола достаточно было, в доказательство своего достоинства, после того, как назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом. Ибо Иакова все восхваляли за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому апостолу доставить большее доверие от слушателей к учению слова, так как сомнительно, чтобы общник в рождении и крови оказался и в нравах весьма далеким от того, с которым имел общение в родстве, особенно тот, кто служит одному Владыке Христу и равномерно с единокровным несет бремя рабства. Господь сказал: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец Мой (Ин. 6:44). Этот блаженный муж показывает, что ныне оправдалось это слово. Ибо говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами собой пришли, но привлечены и призваны Отцом.

Толкование на Послание Иуды.

Евсевий Кесарийский

Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом

Есть древнее сказание о том, что, когда Домициан распорядился истребить всех из рода Давида, то кто-то из еретиков указал на потомков Иуды (он был братом Спасителя по плоти) как происходящих из рода Давида и считающихся родственниками Христа. Об этом дословно повествует Егезипп.

Церковная история.

Беда Достопочтенный

Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом

Апостол Иуда, называемый в Евангелиях от Матфея и Марка Фаддеем, пишет против тех же лжеучителей, которых обличают в своих посланиях Петр и Иоанн.

О семи Кафолических посланиях.

Иларий Арелатский

Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом

Старательно и явственно Иуда отделяет себя от Иуды Искариота. Исповеднику он дает исповедание веры. То есть признает здесь себя рабом Христа и братом Иакова, которые избраны Богом Отцом. Отец избрал. Иисус хранит. Дух призывает.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Экумений

Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом

После того как он (говорю об этом апостоле) назвал себя рабом Христа, угодно ему было получить торжественное наименование и от Иакова. Ведь имя Иакова, воспеваемое у всех благодаря добродетели, было весьма удобно для восприятия слушателями для учения слова, чтобы общник рождения и крови показался не чуждым и нравов того, с кем он разделял родство и, конечно, если, посвящаясь единому Владыке Христу, он собирался тянуть ярмо такой же тяжести, что и его единокровник.

Комментарий на Кафолическое послание Иуды.

Еп. Михаил (Лузин)

Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом

Иуда: писатель послания, известного под названием соборного послания Иудина, есть апостол из двенадцати Иуда, называемый Иаковлевым, а равно Аеввеем и Фаддеем (Мф. 10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:16; Деян. 1:13; Ин. 14:22). Он был сын Иосифа, Обручника Пресвятой Девы, от первой, действительной его жены и брат родной упоминаемых в Евангелии детей Иосифа — Иакова (впоследствии епископа Иерусалимского, праведного, ср. (Иак. 1:1); Иосии и Симона, или Симеона (впоследствии также епископа Иерусалимского); ср. (Мф. 13:55). По некоторому преданию, первое имя его было Иуда, обычное у евреев имя, имя же Фаддея он получил, когда принял крещение от Иоанна Крестителя, а имя Леввея получил, вероятно, при избрании в апостольство Господом Иисусом Христом (может быть, в отличие от соименного ему Искариота), так как был обычай при особенно важных и решительных обстоятельствах в жизни принимать новое имя. Евангельская история не сообщает об апостоле Иуде ничего, кроме только одного вопроса, предложенного им Господу при прощальной беседе Спасителя с учениками (Ин. 14:22). Об апостольском служении Иуды по вознесении Господнем церковное предание говорит, что он проповедовал Евангелие Христово сперва во Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, затем в Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, в Персии и Армении. То же предание говорит, что он был в Едесе, где несколько прежде проповедал Евангелие другой апостол — Фаддей, из семидесяти, и «тамо аще что от оного Фаддея службы не доставаше, сей Иуда Фаддей добре исполни» (Четьи-Минеи. Июнь, 19). Предание о кончине святого апостола Иуды оразнообразилось. По некоторым сведениям он мирно скончался в Едесе, по иным — в Берите, или Бейруте, по другим — он скончался мученически в Армении, будучи повешен на дереве и потом пронзен стрелами. — Раб Иисуса Христа: выше всякой похвалы себе в глазах людей богомудрые и смиренные апостолы поставляют название и сознание себя рабами Божиими и Христовыми; это их высшая честь и слава. — Брат Иакова: праведного, первого епископа Иерусалимского. Делает это прибавление апостол, может быть, для того, чтобы отличить себя от Иуды Искариота и от другого известного ученика апостольского Иуды, прозванного Варсавою (Деян. 15:22). Апостол Иаков праведный, по глубокому своему смирению, не пожелал сказать, что он брат по плоти (названный) его Учителя и Господа, а наименовал себя рабом Его. Так же поступил и брат его апостол Иуда, не назвав себя братом Христа по плоти и еще по смирению поставив себя и ниже брата своего Иакова, отдавая ему предпочтение пред собою. Может быть, указанием на апостола Иакова имелось в виду обратить особенное внимание читателей на послание, так как Иаков праведный пользовался особенным уважением в Церкви Христовой. — «По моему мнению, для настоящего апостола, достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому апостолу доставить большее доверие от слушателей к учению слова» (Феофилакт). — Призванным: к вере во Христа, чрез проповедь Евангелия, из царства греха и смерти (Деян. 2:14; Деян. 26:18) в Царство благодати и жизни, призванным как из иудеев, так и из язычников, без различия (Рим. 8:28), которые вняли гласу божественному (Ин. 6:44) и обратились от тьмы к свету и от заблуждения к истине. Это призвание совершается по изволению Божию и по предуведению дел свободы, предопределяемых к тому и оправдываемых пред Богом искупительным действием жертвы Христовой, при вере и делах их (Рим. 8:28—30). — Освящены Богом, сохранены Христом: освятить — значит, в общем смысле, очистить от скверны греха, частнее — принесть в особенную жертву Богу, отделить на особенное служение Богу (Ин. 17:17). Здесь освящение употребляется в общем смысле, как оправдание пред Богом человека в очищении его от грехов, дарованием ему всех сил и сокровищ спасения (1 Кор. 1:2, 24), по милости Бога Отца и заслугами Спасителя. — Сохранены Христом: верующие во Христа, пребывая с Ним, или находясь в общении и единении с Ним, сохраняются, или охраняются, Им от опасности со стороны всяких врагов и враждебных действий и достигают спасения, несмотря на всяческие неприязненные действия (1 Пет. 5:8) врагов. Как Пастырь и Пастыреначальник, Он охраняет Своих овец от волков, им вредящих (Ин. 10:11-12), и не охраняются Им только сыны погибельные, сами отвергающиеся Его (Иуд. 1:4).

Толковый Апостол.

Лопухин А.П.

Ст. 1-3 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым

По глубокому смирению, св. Иуда называет себя не братом или сродником Господа по плоти, но рабом Его. Вместе с тем, именует себя братом Иакова - Праведного, первого епископа Иерусалимского, пользовавшегося высоким уважением в Церкви Христовой и даже у неверующих иудеев. «По моему мнению, замечает блаж. Феофилакт, для настоящего Апостола достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как он назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому Апостолу доставить большое доверие от слушателей слова». Читателей послания Апостол именует освященными (hgiasmenoV) или, по более заверенному (в код. Синайск., Ватиканск., Парижск., Сирск., Вульг. и др.) чтению, возлюбленными (hgaphmenoiV), «званными» (klhtoΐV), т. е. обычным апостольским приветствием в обращении к общинам, христианам (ср. Иак. 1:1; 1 Пет. 1:1; 1 Кор. 1:2). «Говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами собою пришли, но привлечены и призваны Отцом. Он желает, чтобы им умножились милость, и мир, и любовь: милость потому, что мы призваны Богом и восприняты в рабы Его по благоутробию милости; мир потому, что и его даровал нам Сам Бог и Отец, примирив с Собою нас, оскорбивших Его, через Сына Своего Иисуса Христа; любовь потому, что Единородный Сын Божий предал Себя на смерть за нас по любви к нам. И так, Апостол молит, чтобы дары эти были у верующих в избытке» (блаж. Феофил.). Предмет попечения Апостола - общее спасение людей во Христе, а нарочитая задача послания - увещание подвизаться (epagwnizesqai) за веру, т. е. со всею энергией, со всеми усилиями отстаивать сохранение и целость раз навсегда преподанной людям веры Христовой. Такое требование, обязательное для христиан по самому существу исповедуемого ими учения (ср. Гал. 1:7; 2 Сол. 2:15), вызывается в данном случае великою опасностью чистоте веры христиан со стороны появившихся в среде их лжеучителей (ст. 4).