Толкования на Иуд. 1:8

Свт. Климент Александрийский

так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти

То есть те, кто предается собственным грезам, считая похоти и дурные желания благом, а не то, что по истине благо и выше всякого блага.

Заметки на Кафолические послания.

Свт. Лука Крымский

так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти

См. Толкование на Иуд. 1:7

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 8-9 Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь

Выставив упомянутые сейчас примеры, апостол предоставил подразумевать следствие их самому слушателю. Какое же? Если так поступил Бог с этими, не посмотрев на прежний их хороший жребий, то ужели нынешних нечестивцев избавит то, что для людей пришел в мир Сын Божий, претерпел за них поношение и понес страдания? Никто не может сказать этого. Ибо хотя Он человеколюбив, однако и праведен по истине, и по истинному правосудию не пощадил согрешивших, а по человеколюбию ввел в Царство блудниц и мытарей (Мф. 21:31). Такое вытекает следствие; но апостол опустил оное, и сделал так или потому, что мы высказали пред сим, или же по примеру святого Петра, когда он говорил: если Бог ангелов согрешивших не пощадил (2 Пет. 2:4), и т.д. Так говорим об этом. Слова же: мечтатели, которые оскверняют плоть сказаны с удивительной скромностью; ибо выражением мечтатели апостол только намекнул на крайне постыдную сторону дела. Обнаружим ее отчасти и насколько прилично, заимствовав сведения об этом из сочинения святого Епифания Кипрского, названного им Панарием. Он говорит: эти блудники и сквернавцы, постыдно соединяясь с женщинами, не спускают семя в утробу, но, не докончив осквернения, берут его в руки свои и тотчас влагают в уста женщинам, с которыми растлевались, и таким образом нечистые отступают друг от друга, воображая, что сделали что-то великое. Эту-то нечистую пригоршню, за неоконченность дела, и называет апостол мечтательностью, ибо подобное осквернение бывает во время сна. Оскверняя таким гнусным приношением плоть свою, они еще безумно восстают против Божеской природы, отвергая Ее господство и владычество над всем. Об этом пространнее высказался святой Ириней, епископ Лионский, в сочинении своем «обличение лжеименного разума». Иначе: апостол свидетельствует о разврате еретиков, говоря, что они в жизни нечисты, а в знании весьма гнусны. Они, говорит, отвергают начальства, то есть отвергают совершение таинства Христова, - отвергают потому, что вместо ангельских таинств совершают свои скверны. Злословят высокие власти (δόξας). Под властями должно разуметь разные мнения мудрых мужей, называемые у знатных эллинов положениями (θέσεις), под которыми разумеют они мнения возвышенные, доступные не всякому, но знакомым с философией. Свидетель сказанного нами апостол Павел. Когда афиняне привели его в ареопаг и он проповедал им учение о Боге, то сочли его пустословом (Деян. 17:18). Итак, как учение апостолов называли пустословием, так и вышесказанное называли властями. Поэтому-то, говоря о людях богодарованных и богодухновенных, и употребил апостол Иуда слово власти, как обычное и всем известное. Другое объяснение: властями называет, может быть, Ветхий и Новый Завет. Или: властями называет церковные власти, которые злословили, как дает знать в третьем послании своем возлюбленный Иоанн (3 Ин. 9:10), который пишет, что Диотреф поносит их злыми словами. Так как апостол упомянул о злословии, то не одних хульников уцеломудривает, но и всех людей убеждает не осквернять языков своих таким злом, не употреблять его даже и против достойных оного, и говорит: Михаил Архангел, и т.д. Он говорит как бы так: они; поспешно и неудержимо злословят всякого; но этого не должно быть. Ибо несправедливо злословить и заслуживающих злословия, как видно из поступка архангела Михаила. Споря с диаволом о теле Моисеевом, он мог бы упрекнуть диавола за бесстыдство, однако не сделал этого, а только сказал ему: Бог да запретит тебе, диавол! Иначе. Если так поступил архангел, то и мы, в споре с человеком, братом и единородным нашим, не должны употреблять злословия . Спор же о теле Моисеевом был такой. В апокрифах говорится: архангел Михаил служил при погребении тела Моисеева; диавол не допускал этого, но поставлял Моисею в вину убийство египтянина и за такую вину признавал Моисея недостойным погребения. Апостол Иуда напоминает об этом для того, чтобы не только научить нас не быть скорыми на злословие, но и представить нам, что все люди, по исходе из тела, должны дать отчет во всем; что Бог Ветхого и Нового Завета один и Тот же; что, по переходе нашем из здешнего мира, диавол вместе со своими злыми бесами восстает против наших душ, желая пресечь их благополучное шествие: он противодействует, а добрые ангелы сражаются за них, как видел это святой Антоний. Так могло случиться и тогда. Только Михаил отразил тогда диавола, запретив ему, но не своею властью, а предоставив суд Господу всех, сказав: Бог да запретит тебе, диавол!

Толкование на Послание Иуды.

Андрей Монах

так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти

Мечтатели, то есть не мыслящие ничего истинного, но как бы воображающие во сне и вводящие учения, исполненные нечестия, и говорящие, что плоть, то есть наше тело, есть творение лукавого [сатаны], и хулящие единое господство и славу Святой Троицы, уделяя Отцу безначальность и несозданность, а Сына и Святого Духа причисляя к творениям во времени. Эти нечестивые учения присутствуют у манихеев и Ария. Поэтому апостол столь горячо опровергает таковые учения. Оскверняют плоть, не исповедуя, что единый Бог есть Творец видимого и невидимого, но обожествляя материю и тьму и гнушаясь плотью. Смотри, сколь великое зло описывает он, говоря, что повреждены и их ум, и вся жизнь.

Фрагменты.

Экумений

так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти

А слова: мечтатели, которые оскверняют плоть, достойны удивления из-за деликатности выражения. Ведь он свидетельствует об их многом распутстве, говоря, что и по жизни они нечисты и языком самые распутные. Ведь это весьма постыдное дело, поэтому он назвал их мечтателями.

Комментарий на Кафолическое послание Иуды.

Еп. Михаил (Лузин)

так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти

Мечтателями: грезящие, как во сне, фантазеры, строящие воздушные замки, или измышляющие ложные учения, не имеющие и тени истины. — Плоть: Оскверняют как содомляне и гоморряне и проч. (см. Рим. 1:27; 2 Пет. 2:10 и прим.).

Толковый Апостол.

Лопухин А.П.

так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти

См. Толкование на Иуд. 1:5