Толкования на Кол. 1:12

Свт. Иоанн Златоуст

благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете

См. Толкование на Кол. 1:9

Свт. Василий Великий

Ст. 12-13 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего

Ибо Сам, связав сильного [т.е. сатану], расхитил его сосуды, то есть нас, которых сильный употреблял на всякое лукавое действие, и Сам соделал нас сосудами, благопотребными Владыке, через уготовление того, что зависит от нас, на всякое доброе дело (2 Тим 2:21). Так, обретя через Него приведение к Отцу, мы были перенесены от власти тьмы к участию в наследии святых во свете.

О Святом Духе.

Свт. Феофан Затворник

благодаряще Бога и Отца, призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете

Благодаряще. Если соединим это слово с: не престаем (1, 9), − выйдет: не престаем благодаряще − непрестанно благодарим. Так святой Златоуст: «последовательность мыслей у Апостола такова: мы не престаем молиться о вас и благодарить Бога за прежнее. Видишь ли, как вступает он в слово о Сыне?» Святой Златоуст полагает, что здесь началось слово о домостроительстве спасения. Так и другие наши толковники. Блаженный Феодорит пишет: «песнословим человеколюбивого Владыку, что нас, недостойных, соделал причастниками света святых. Благодарением Апостол показует неизреченность Божия человеколюбия и величие Божия о нас домостроительства». Так и блаженный Феофилакт: «сказавши: молюсь, да дарует вам Бог такие и такие блага, теперь говорит: благодарю за полученное нами прежде. Этим незаметно он вводит их в слово о Сыне».

Так будем благодаряще понимать: благодарим − и видеть здесь начало слова о домостроительстве спасения в Господе Иисусе Христе.

Прилично Апостол начинает сие слово благодарением: ибо только помысли о безнадежности нашего положения, и противопоставь ему, в какое благобытие и какую славу возведены мы, ничего не чаявшие и ничего не достойные, и каким дивным притом домостроительством, и прими все это в чувство; то не найти тебе слов для выражения своих благодарных чувств: будешь только взывать: «слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже!» Если б от зол только были мы избавлены, и каким-либо служебным духом; и то было бы величайшее благо. А то Сын Божий нисходит, принимает на Себя бедное естество наше и, проведши чрез искупительные страдания и смерть и воскресивши, посаждает одесную Бога и Отца; за тем последовала благодать Святаго Духа, которая всех верующих делает сынами и дщерями Богу с обетованием, что и они все будут там же, идеже есть Христос одесную Бога седя (см.: Ин. 12, 26; ср.: Кол. 3, 1). Кто найдет достаточно слов, чтобы достойно, не в меру блага, а в меру чувства, возблагодарить премилосердого Бога нашего?

Благодарим, говорит, Бога и Отца. Домостроительство спасения совершено Отцом чрез Сына во Святом Духе; спасение каждого, по сему домостроительству, совершается Отцом в Сыне чрез Святаго Духа. Чего же ради благодарим только Бога и Отца? Лжеучители, соблазнявшие колоссян, исходным пунктом лжеучения имели, вероятно, положение, что Бог совершенно отделен от твари. Тварь, говорили, не может сносить действия Бога. Почему от Бога изошло множество посредствующих сил − духов, которые, все ниже и ниже нисходя, явились наконец такими, что и с тварями могли входить в сношение, творить их и поддерживать. В числе сих сил, по-ихнему, был и Сын, и Иисус, и Христос. Чтоб показать, что исходный пункт лжеучителей ложен, Апостол обращается с благодарением к Богу Отцу, внушая тем, что Бог Отец не только не отделен от нас, напротив, Он призвал нас, избавил нас от власти темныя и преставил в Царство Сына. О Сыне же вслед за сим скажет, что Он не только не есть из числа сотворенных сил, а напротив, есть Творец всех их, Сам пребывая едино с Отцом.

Благодарит Бога и Отца, призвавшего нас. Заметим о чтении: по-славянски стоит: вас; но святой Златоуст, Феодорит, Экумений и почти все другие читают: нас. Также все наши, и другие все, читают не: призвавшаго, καλεσαντι, − а: ικανωσαντι, − удовлившего, <то есть> признавшего нас гожими или сделавшего способными. Весьма немногие читают оба слова. Будем читать: удовлившаго нас. Святой Златоуст такое делает наведение при сем слове: «таково, говорит, дарованное, что оно не только дано, но и сделало нас сильными для причастия дарованного (или, как Феофилакт: «что оно не только сделало нас богатыми, но и дало нам способность и силу явиться достойно получившими его»)». И так слово: удовлившаго, ικανωσαντι, − сделавшего нас способными, имеет здесь важное значение. Пусть бы, например, царь небольших дарований человеку поручил какое-либо начальствование; но достоинство он дал, а способности вести дело начальствования он не мог дать. Оттого такому человеку честь обращается в посмешище. Но если бы он и достоинство дал ему, и сделал его способным занять почетное место и годным к управлению; тогда это была бы настоящая честь. То же самое говорится и здесь, − что Бог не только даровал нам честь, но и сделал нас сильными к принятию ее; ибо сугубая честь − дать и приготовить в человеке способность для принятия дара.

Сказавши это, Апостол показывает далее, какой чести мы сподобились и чрез что сделались способными к ней, говоря: в причастие наследия святых во свете. Причастие наследия святых − честь, а как сделались мы к ней гожими, показывает слово: во свете. Что есть наследие святых? Царство Христово, Царство благодати, вводящее и в Царство славы. В следующем же стихе говорится, что Бог преставил нас в Царство Сына любве Своея. В прощальной речи к ефесеям Апостол говорил: ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех (Деян. 20, 32). Здесь будто более видится Царство Небесное. В речи своей к Агриппе, Апостол о том, к чему призвал его Господь, так говорит словами Самого Господа: отверсти очи их (языков), да обратятся от тмы в свет и от области сатанины к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых, верою, яже в Мя (ср : Деян. 26, 18). Здесь же видится более Царство благодати. Оба Царства неразделимы Царство Христово есть единое Царство.

В сем-то Царстве иметь часть сделал способными Бог и Отец. Удовлившаго нас в причастие, εις την μεριδα − сделавшего нас гожими иметь часть или вступить в причастие. В отношении к Царству славы приличнее сказать: иметь часть, то есть каждому свою, а в отношении к Царству благодати приличнее сказать: вступить в причастие, ибо хотя и здесь каждый свою имеет часть, противу силы своей, но это не видно; видно же, что всякий вступающий в него имеет все потребное, не менее всех других. В отношении к тому говорится: обители многи суть (Ин. 14, 2), а в отношении к этому: несть иудей, ни еллин, ни мужеский пол, ни женский (ср.: Гал. 3, 28).

Как сделались мы гожими вступить в Царство Христово, показывает слово: во свете, − под коим разумеется свет ведения, чрез благовестие сообщаемый и приемлемый верою и тьму неведения разгоняющий, − и свет благодати, чрез таинства подаемый и силою возрождения тьму греховную прогоняющий. Истина в слове Божием и благодать в таинствах − две спасительные силы, действующие на земле в Церкви для верующих, а вне ее для неверующих. Некоторые во свете относят к наследию будущему, в том значении, что оно будет светло. Но лучше относить к: удовлившаго, − как способ; силу же света можно простирать и до будущего Царства − здесь − свет, а там свет светлее; но тот и другой главным образом духовный, состоящий в ведении и святости от преисполнения благодатию Духа. Внешний же свет будет только отражением сего. Блаженный Феофилакт пишет: «во свете, и будущем и настоящем: ибо и ныне просветил нас Бог, открыв нам такие таинства, и в будущем подаст нам еще обильнейший и дивнейший свет».

Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.

Прп. Ефрем Сирин

благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете

С радостию благодарите в тот день Отца, Который достойными вас соделал к участию в наследии, очевидно в царстве небесном, которое проповедано святым, в мире света.

Толкование на послание к Колоссянам.

Блаж. Августин

Ст. 12-13 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего

Почему апостол говорит: благодаря Отца, делающего нас достойными участия в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, если не Он освобождает нашу волю, а она сама себя освобождает?

Послания.


Сетования в Псалтири в высшей степени справедливы: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе мать моя во чреве своем взрастила меня (Пс 50:7). Равным образом эти слова Писания означают, что никто не чист пред Богом, ни даже младенец, жизнь которого на земле насчитывает лишь один день. Таковые, стало быть, составляют исключение, о чьем чине и чьей заслуге в том грядущем наследии святых, которое обетовано, желать узнать больше есть превышение человеческой меры.

…Вот почему может случиться, что некто принимает крещение Христово, но не обретает веру или любовь Христову; имеет таинство (sacramentum) святости, но не причисляется к наследию святых. И, что касается только таинства (sacramentum) самого по себе, не имеет значения, если кто принимает крещение Христово там, где нет единства во Христе.

Проповеди.

Блаж. Феофилакт Болгарский

благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете

См. Толкование на Кол. 1:11

Ориген

благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете

Собирается около нас многочисленная публика, она хочет быть свидетелем нашего подвига, когда нас призывают к мученичеству. Подобное происходит при состязании между собой лишь весьма знаменитых атлетов, потому что на зрелище борьбы их собираются тогда массы народа… Весь мир, следовательно, все добрые и злые ангелы и все люди − как те, которые держат сторону Бога, так и на другой стороне (при языческих идолах) стоящие − услышат, когда мы примем на себя борьбу за христианство. И тогда ангелы на небесах или возрадуются о нас и рукоплескать будут (Пс 97:8)… или же… будут радоваться подземные силы, приветствующие радостью все злое.

Увещание к мученичеству.

Магн Аврелий Кассиодор

благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете

Хотя как в Ветхом, так и в Новом Завете есть много свидетельств о различии в участи людей, никто не дерзает по этой причине отрицать, что в участи человека Бог являет то, что преданные сердца испрашивают у Него в смиренной молитве.

Изъяснение Псалмов.

Лопухин А.П.

благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете

Стих этот и последующие стоит в зависимости от слов 9-го стиха: «не перестаем молиться». Ап. вместе с молитвою о Колоссянах соединяет благодарность Богу и Отцу. − Призвавшего − точнее: сделавшего способными, годными (ἱκανώσαν­τι). − Нас − вообще христиан. − К участию точнее: к части (εἰς τ. μερίδα). Каждому христианину предлежит получить свою особую часть блаженства в царстве славы или общего наследия (τοῦ κλήρου). − Святых − христиан вообще. − Во свете, − т. е. осиянных светом Христовым.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Кол. 1:3