Толкования на Лк. 1:71

Сщмч. Григорий (Лебедев)

что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас

См. Толкование на Лк. 1:67

Блаж. Феофилакт Болгарский

что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас

См. Толкование на Лк. 1:65

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 71-72 спасение от враг наших и из руки всех ненавидящих нас: сотворити милость со отцы нашими и помянути завет святый Свой

Спасение от враг. Здесь главным образом разумеются духовные враги, каковы: злой дух, грех, страсти, от которых пришел избавить верующих Иисус Христос; но разумеются и враги внешние. Сотворити (сотворит) милость со отцы (отцами) нашими. Это значит, что явление Мессии доставит радость и спасение не только современникам Его и последующим родам, но и предкам:

1) благословляя детей, Бог благословляет тем и отцов, даруя им радость видеть в их потомстве исполнение их надежд и упований, которыми они сами жили (Мих.).

2) Спаситель, совершив дело искупления, с воскресением Своим извел из ада души праотцев, живших верою в Него и ожидавших спасения от Него. Помянути (помянет) завет святый Свой. Завет, – это условие или договор Бога с человеками, по которому Бог обещается облагодетельствовать человека, под условием исполнения человеком Его воли или закона. Начался этот завет еще в раю, когда Бог обещал согрешившим людям Спасителя (Быт. 3:15); затем он был заключен с Авраамом, патриархом избранного Богом народа еврейского ((Быт. 17:4) и дал.); наконец, заключен со всем этим народом при горе Синае (Исх. гл. 19). Завет называется святым, потому что он божественный завет.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас

«Что спасет нас» – правильнее: «воздвиг (стих 69) спасение от врагов наших». Эти слова составляют, очевидно, приложение к словам «рог спасения» (стих 69). Они определяют, в чем именно состоит спасение, которое имел в виду Захария в выражении «рог спасения». Под врагами и ненавидящими некоторые (у нас – Богословский, с. 298) понимают демонов и человеческие страсти. Но, несомненно, Захария, живущий еще в кругу ветхозаветных представлений, подразумевал здесь угнетателей израильского народа- язычников и вообще внешних врагов (ср. Пс.17:18).