Толкования на Лк. 3:17

Блж. Феофилакт Болгарский

Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым

См. Толкование на Лк. 3:10

Прот. Иоанн Бухарев

Ст.17-18 Емуже лопата в руку Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, плевы же сожжет огнем негасающим. Многа же убо и ина утешая благовествоваша людем

Лопата – земледельческое орудие, которым веют хлебные семена для отделения их от плевел. Гумно – место для вымолачивания семян. Оно означает весь мир, а прежде всего народ Иудейский. Отребит (очистит), т. е. отделит семя от плевел и соломы, и первое поместитъ в житницу, а последние сожжет огнем, который не угаснет, – неугасимым, доколе не истребит все, назначенное к истреблению. Пшеница – означает здесь прежде всего народ Иудейский, т. е. лучшую часть его, людей добродетельных и потому достойных царства Мессии; плевелы – худую часть народа, людей нечестнвых, а потому недостойных царства Мессии. Отребит (очистит) гумно и пр. Это значит, что Господь достойных примет в Свое царство, а недостойных не примет и еще подвергнет наказанию (Ис. 5:24). Слова сего стиха в отношении к членам церкви Христовой указывают на окончательный суд Божий над людьми, когда праведные из них будут отделены от грешных, и первые будут приняты в рай для блаженства, а грешники будут осуждены на адские мучения (Мф. 25:31 и дал.).

В настоящее время Господь допускает в Своей церкви добрых и злых, подобно тому, как хозяин поля, во время жатвы принимает все, что приносят ему жнецы, но когда наступит определенный день судный, Господь вывеет гумно Свое и отделит хорошие зерна от соломы, т. е. будет судить нелицеприятно, и с полною и самою строгою справедливостию отделит избранных от отверженных. Житница изображает собою рай; сожжение в огне – мучение в аду (Мф.13:37-43;25:31-45). «Не будем же беспечны, поучает св. Златоуст; пока мы находимся на гумне, мы еще можем и из плевел обратиться в пшеницу». Адские мучения грешников Предтеча называет огнем неугасимым. В Писании ветхого завета адские мучения изображаются под различными видами, напр, под образом холодной воды (Иов. 24:19), огня и жупела (кипящей смолы, Пс. 10); но Предтеча говорит только о наказании огнем, потому что это наказание – самое страшное, какое только можно вообразить: оно, само собою, дает понятие о всех видах мучений, ожидающих грешников во аде. Называя огонь неугасимым, он дает понять, что этот огонь не только никогда не может угаснуть, но что он никогда не истребляет – жжет вечно, причиняет нестерпимые и неизобразимые мучения.

В Свящ. писании во многих местах говорится, что как блаженство праведников, так и мучения грешников, будут вечны. «Напрасно изъясняют адский огонь действием совести, пишет митрополит Филарет; напрасно вопрошают: какие это мучения? какой это огонь, который мог бы действовать на бессмертного человека? Но Кто мог сие тленное облещи в нетление (1 Кор. 15:54), и сделать тело духовным, Тому трудно ли приготовить столь тонкий и проницательный огонь, чтобы так же был ощущаем смертным составом, как нынешний огонь внешним телом? Тщетно некоторые, – пишет тот же святитель, – для смягчения страшной угрозы вечным адским огнем, прибегают к милосердию Божию. Но какое милосердие для тех, кои с непреодолимым упорством отвергают милосердие? Бог есть единое бесконечное благо; уклонение от него – единое бесконечное зло.» «Ты скажешь: как огонь может быть неугасимым? – поучает св. Златоуст. Но не видишь ли ты солнце, всегда горящее и никогда неугасающее? не видишь ли купину Моисееву, также горящую и не сгараемую?»

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым

См. Толкование на Лк. 3:15