Толкования на Лк. 12:1

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие

Лицемерие названо закваскою, потому что оно, вкравшись в душу, проникает во все мысли, во все чувствования, во все дела человека, делается его характером, как бы душою его.

Аскетическая проповедь.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 1-3 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях

Фарисеи пытались уловить Господа на слове, чтобы отклонить от Него народ, а сталось напротив. Народа сходилось ещё больше: собирались многие тысячи, и каждый так стремился приблизиться к Нему, что друг друга теснили. Так истина сильна, а ложь везде бессильна! Иисус, зная коварство фарисеев, видя, что они только представляются вопрошающими, а на деле подыскиваются под Ним, заговорил ученикам Своим о лицемерии фарисеев, без сомнения, для того, чтобы обличить их и обнаружить полные лицемерия сердца их. Господь называет лицемерие «закваской», потому что оно терпко, полно древней злобы, изменяет и растлевает собой образ мыслей тех людей, к коим оно приразится. Ибо ничто так не изменяет нравов, как лицемерие. Поэтому ученикам Христовым должно бегать лицемерия. Ибо Христос, будучи Истиной (Ин. 14, 6), очевидно противоположен лжи. А всякое лицемерие, иным представляясь на вид и иным будучи на деле, исполнено лжи. Хотя фарисеи, - говорит, - думают прикрыться лицемерием, подделывая себе благонравие, однако ж, нет ничего сокровенного, чтобы не открылось. Ибо все и слова, и помышления на последнем суде представятся во всей наготе (1 Кор. 4, 5). Да и в настоящей жизни обыкновенно обнаруживается много тайного. Поэтому, что вы сказали в темноте и что вы говорили внутри дома и тайно, то будет провозглашено во свете и с кровель. - По-видимому, Он говорит это ученикам, а между тем направляет против фарисеев, намекая на их ковы, и хотя говорит, по-видимому, ученикам, но фарисеям выражает как бы так: фарисеи! Что вы замышляли в темноте, в ваших темных сердцах, желая уловить Меня, то будет услышано и узнано во свете, ибо Я свет (Ин. 8, 12), и вы не можете укрыться от Меня, но во Мне - Свете - распознается все, что замышляет ваша темнота. И то, что вы порешили между собой на ухо, стало для Меня так известно, как бы провозглашаемо было с высоких кровель. - А это можешь понимать и так, что свет есть Евангелие, а высокие кровли - высокие души апостолов. То, что фарисеи замышляли, впоследствии было провозглашено и слышимо во свете Евангелия, когда на высоких душах апостолов стоял великий Проповедник - Дух Святый.

Прот. Иоанн Бухарев

О нихже собравшымся тмам народа, яко попирати друг друга, начат глаголати учеником своим первее: внемлите себе от кваса фарисейска, еже есть лицемерие

Когда собрались тысячи народа (собравшимся тмам). Замечательно, что народ в особенно большом количестве собирался вокруг Господа в то время, когда Он изобличал и посрамлял фарисеев и книжников. Видно, народная толпа невольно чувствовала, что эти руководители ее в вере и жизни суть ложные руководители, радовалась посрамлению их, величала Господа и дивилась Его учению и делам, видя в Нем истинного Учителя и Пастыря своего (Мих.).

У еванг. Матфея Господь сказал только: берегитесь закваски фарисейской (Мф. 16:6), а у еванг. Луки прибавлено, что такое – эта закваска: которая есть лицемерие. Почему же фарисейское лицемерие называется закваскою? Однажды сказал Иисус Христос в притче: подобно есть царствие небесное квасу (Мф.13:33) (закваске). Под закваской здесь разумел Иисус Христос силу Божественной благодати и христианского учения, которая проникает, обновляет и освящает всю душу верующего человека. Эта закваска взята в добром смысле, но она употребляется и в худом; тогда означается ею тайная сила, заражающая и оскверняющая душу человека – сила худого учения и направления (1 Кор. 5:6 и дал.).

Таким образом под закваскою фарисейской Господь разумеет их ложное учение, худое направление, нечистоту их правил и лицемерную жизнь. Вот как лицемерие, по словам епископа Михаила, уподобляется закваске: 1) лицемерие трудно усмотреть с первого взгляда: так точно закваска в тесте не заметна сама по себе и познается только по ее действиям; 2) лицемерие заразительно и как бы въедается в человека: так точно закваска проникает в тесто, в которое положена; 3) лицемерие производит надутость и пустоту: так и закваска надувает тесто (Мих.).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие

В следующем далее разделе (до 13-го стиха) евангелист Лука держится Евангелия Матфея или того источника, который был близок к этому Евангелию (ср. Мф.10:17–33).

«Берегитесь закваски фарисейской» (см. Мф.16:6).

«Которая есть лицемерие», т. е. берегитесь потому, что эта закваска, проникающая всю натуру фарисея, есть лицемерие (ср. Мф.6:2).