Толкования на Лк. 13:24

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут

См. Толкование на Лк. 13:23

Прав. Иоанн Кронштадтский

подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут

Слава Богу, что есть путь в Царствие Небесное, хотя и тесный; будет время, что и этого не будет. Домувладыка небесный и земной встанет и затворит двери, и тогда хотя бы и хотел кто войти в Царство Небесное, да не заможет. Пока двери еще не заперты, старайтесь пробираться. Тесный путь есть путь правды, а широкий – неправды.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут

См. Толкование на Лк. 13:23

Прот. Иоанн Бухарев

подвизайтеся внити сквозе тесная врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити, и не возмогут

Образ взят от устройства домов или древних городов. Царство Божие или Церковь Христова представляется здесь в виде дома, в который, кроме больших главных дверей, ведет еще узкая, тесная дверь; или – города, окруженного стенами с разными воротами в них, и одни из ворот, которые вели на главные и многолюдные улицы, были широкие, другие, которые вели в улицы более уединенные, были узкие. Учение о пути в Царство Небесное находится и в Евангелии Матфея, но там оно несколько пополнее, чем у Луки, и высказано само по себе, а не вследствие вопроса: входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:13-14).

Широкие врата и пространный путь, это – образ греховной жизни, жизни по своей греховной воле, без ограничения и стеснения ее, без отказа себе в чем-либо, которая обыкновенно влечет к погибели в аду (2 Пет. 3:7; Евр. 10:39). И идущих по этому пути и этими вратами много, так как грех обыкновенно сильно увлекает нерадящих о своем спасении тесные же врата и узкий путь, это – образ добродетельной жизни, ведущей в жизнь блаженную в раю (Мф. 25:45), т. е. жизнь не по своей воле и по своим желаниям, не в угоду себе, а по заповедям Божиим, и мало людей идет этим путем: так как это – путь постоянной борьбы с собой, многих лишений и скорбей, путь разных искушений и постоянного покаяния.

Узкими вратами Господь называет искушения, как произвольные, напр, пост, бдение, вольную нищету и другие, так и непроизвольные, каковы: узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и пр.», пишет блаж. Феофилакт. «Кто гордится пред другими, кто прельщается земными благами, кто не делится с ближними своим добром, у кого тело любит негу и покой, кто не может и одного обидного слова перенести, те, значит, идут не узкими вратами, а широкими, идут не тесным путем, а пространным», учит один из святителей (Филар.).

«Стесняй себя во всем, поучает еписк. Феофан, это и будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтобы отворить ее и протесниться сквозь нее. Как да чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца. Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: не гневайтеся всяко, и стесни тем сердце свое. Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением и стесни тем свое похотение. Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судию Небесного неумолимым в отношении к тебе, и стесни тем свою заносчивость. Так – в отношении ко всякому порочному движению.»

В частности под тесными вратами разумеется вход для евреев Христова времени в Его царство – вход чрез покояние и самоотвержение, а между тем они были так нравственно испорчены и имели такое множество неправильных понятий о Мессии. Мнози, глаголю (говорю) вам, взыщут взыти (поищут войти), и не возмогут. Это значит, что многие из евреев пожелали бы войти в Царство Христово и из христиан войти в рай для блаженства, но не войдут. Почему не войдут? Это далее указывает Господь: с одной стороны, потому, что уже будет поздно (Лк. 13:25), а с другой, потому, что не будут достойны того (Лк. 13:26-27).

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут

(См. Мф.7:13).

Евангелист Лука усиливает мысль Матфея, так как у него поставлено вместо «входите» – «подвизайтесь войти» (ἀγωνίζεσθε εἰσελθεῖν), что предполагает сильное напряжение, которое потребуется для вхождения в славное царство Божие.

«Многие поищут войти» – когда уже минует время домостроительства спасения.

«И не возмогут», потому что в свое время не покаялись.

Толковая Библия.