Толкования на Лк. 16:8

Свт. Иоанн Златоуст

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде

Что может быть хуже того, когда кто, при опасности для души его, бережет деньги, а душою пренебрегает? Потому и Христос похвалил того управителя, который, при виде опасности, разодрал расписки должников и велел написать новые. Не безумно ли, в самом деле, – в случае опас­ности для настоящей жизни, жертвовать всем для избавления от опасности, а при опасности наказания в жизни будущей, не применять такой распорядительности? Господь называет мудрым распорядителем человека милосердого, который приоб­ретает за малое многое, за деньги небо, за одежду царство, за хлеб и чашу холодной воды будущие блага. Действительно, что может сравниться с такой распорядительностью, когда человек, отдавая блага погибающие, скоропреходящие и тлен­ные, приобретает будущие и неизменные, а чрез это и в настоящей жизни наслаждается безопасностью?

Беседы на псалмы. На псалом 111.

Свт. Лука Крымский

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде

См. Толкование на Лк. 16:1

Прп. Петр Дамаскин

Если же, может быть, бесстыдно приходит мысль и хочет быть принятою, говоря: если ты не составляешь себе понятия и не рассуждаешь о вещах, то ты неверный и невежда. Он отвечает ей: но и юродивый, если хочешь, по слову божественного Златоуста, зная, что юродивый в мире сем премудр бывает, как сказал апостол (См.: 1 Кор. 3, 18), и как говорит Господь, что сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть. И поистине так. Ибо они желают побеждать других и богатеть, быть мудрыми и прославляемыми, властительствовать и другого подобного, и хотя, может быть, и не достигают этого, и труд их бывает бесполезен, однако и сверх силы стараются о том. А те (сыны света) желают иметь противоположное исчисленному, за что и здесь часто получают обручение тамошнего блаженства, и стараются хотя столь же усердно, как и те, чтобы ум получил свободу, по благодати, ради которой он мог бы иметь недремлющую память и мысли, подтверждаемые Божественными Писаниями и опытными в духовном ведении, или знать во многом знании, что не знает, по недостатку ведения, познавая, что мысли, приходившие прежде сего, были искушения, к испытанию его самовластия, чтобы он, смиренномудрствуя, отвращался от своего собственного помысла и намерения и, скорее, боялся их; вопрошал (опытных), со многими слезами прибегал к смирению и самоукорению и считал ведение и дарования как бы великою потерею.

Творения. Книга вторая.

Прп. Иустин (Попович)

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде

См. Толкование на Лк. 16:1

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде

Когда посмотришь хотя бы самым общим взором на антирелигиозную работу, то удивляешься, с какой большой энергией совершается это ужасное дело, несущее вселенной лишь зло и катастрофу. Неверие устраивает всюду кружки безбожия среди взрослых, юношей, детей. Антирелигиозные журналы, газеты, листки и плакаты настойчиво предлагаются всем, даже христианам. Неверие не обходит своим вниманием даже обычные немощи у пастырей, преувеличивая их, как будто у самих безбожников нет никаких грехов. Вся деятельность безбожия идет планомерно, настойчиво, с определенной целью – искоренить до основания веру в человеке. Христианскому проповеднику нужно также интенсивно работать в защиту святой веры. Конечно, деятельность апологета христианства в тысячу раз труднее, чем работа безбожия – в смысле внешних преимуществ в настоящих условиях жизни. Но это не должно останавливать друзей Христовых. Есть для христианской веры и теперь большой плюс – это громадный спрос на истинное слово. Почва для сеяния слова Божия подготовлена, между прочим, и трудами самого безбожия. Безбожие своими нападками на христианскую истину шевелит индифферентизм к религиозным истинам, и если иногда и достигает успеха в сердцах иных, то в сердца других сеет семена недоверия к атеизму и вызывает тайное сочувствие к христианской истине. Вот почему теперь, при самом скромном сеянии слова Божия, иногда получается великий плод: голодное, ищущее истины сердце, не удовлетворенное религиозным суррогатом, тянется к истинной религии – христианской православной вере. Господь, указывая на догадливость сыновей века сего, зовет и Своих тружеников быть такими же настойчивыми и ревностными в своей деятельности – сеянии слова Божия, как сыны неверия в своей области. Но только Спаситель никак не разрешает нам употреблять какие-либо греховные средства – обман или насилие; мы призываемся быть здесь, как и всюду, чистыми и светлыми: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10:16).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Прав. Иоанн Кронштадтский

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде

Люди мудры на устроение своего земного благополучия, а на устроение своей вечной судьбы, вечного спасения – тупы и глупы. Сыны Царствия Небесного! Поучитесь у сынов века сего тому, в чем они превосходят вас: оборотливости и искусству в устроении своего благополучия, только не временного, а вечного.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде

См. Толкование на Лк. 16:1

Еп. Михаил (Лузин)

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде

Похвалил, что догадливо поступил: похвала господина относится не к нравственному свойству поступка управителя, которого ни в каком случае нельзя одобрить с нравственной стороны, но к догадливости, сметливости, ловкости управителя, что он сумел так выпутаться из беды. Название управителя при этом неверным ясно указывает на это. Неверным он остается и при этом, но заслуживает похвалу за догадливость. — Сыны века этого: те, которые живут интересами века этого, т. е. мира, которые скопляют себе блага, потребные для века этого, т. е. для жизни этой; не злые или развратники разумеются здесь, а те люди, у которых земные житейские интересы преобладают. — Догадливее: сметливее, хитрее или искуснее пользуются обстоятельствами для достижения своих житейских целей. — Сынов света: в противоположность сынам века этого. Сынами света называются последователи Христовы, как просвещенные светом истины (ср. Ин. 12:35; 1 Сол. 5:5; Еф. 5:8). — В своем роде: выражение относится не к обоим вышеупомянутым классам людей, но только к сынам века этого, которым Господь противопоставляет (ст. 9) своих последователей. — Более догадливыми, чем сыны света, сыны века называются не потому, чтобы они были благоразумнее и мудрее тех в собственном нравственном смысле, а потому что догадливее, искуснее пользуются обстоятельствами для своих мирских целей. — Сыны света по простоте и чистоте своей души, в невинности собственного сознания, в правоте своих побуждений и действий не хитрят для достижения своих высоких духовных целей, идут прямой дорогой и оттого, так сказать, простоватее в образе своих действий. Между тем, при некоторых обстоятельствах им не мешает и даже требуется быть мудрыми как змея, при хранении голубиной чистоты в нравственном образе действий (Мф. 10:16), позаимствоваться, так сказать, внешней догадливостью от сынов века этого, не теряя чистоты своего нравственного характера.

Толковое Евангелие.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 8-9 И похвали господь дому строителя неправеднаго, яко мудре сотвори: яко сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть. И Аз вам глаголю: сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы

Похвали Господь дому строителя (похвалил господин домоправителя неправедного (неверного), яко мудре сотвори (что догадливо поступил). Само собою понятно, что похвала относится к находчивости и изобретательности управителя, – что, находясь в крайности, он умел так выпутаться из беды, обеспечить себя на будущее время, и притом так, что и пристать к нему нельзя (Феоф.), – что он мудре сотвори, умно сделал, но ни как не к нравственному свойству поступка его, который ни в каком случае не может быть одобрен. На это ясно указывает и название при этом управителя неверным. «Господин похвалил приставника, пишет блаж. Августин, обращая внимание не на вред, который он причинил ему, а на его ум.» Так мы, когда слышим о каком-нибудь ловком, остроумном, хотя бы и худом поступке, осуждая самый поступок, удивляемся изобретательности ума, с какою он совершен был, и невольно хвалим ее, сожалея только о том, что она направлена была не на хорошее дело. Некоторые думают, что под славянским словом Господь разумеется Иисус Христос. Но это неверно, как показывается и переводом этого слова словом господин. Притом, если бы это было так, то тут должно было бы стоять слово: говоря (Феоф.).

Сынове (сыны) века сего. Это – люди, преданные миру, которые нисколько не пекутся о будущем веке и заботятся только об удобствах настоящей временной жизни; слово век сей, иначе, время, мир, в противоположность будущему веку или вечности, в Священ. писании означает вообще настоящую земную жизнь, ограничиваемую временными пределами и исполненную забот, обольщений и всякого рода неправды (Мф. 13:22; Рим. 12:2 и в др. мест.). Сынами света в Священ. писании называются люди, просвещенные светом истинного Богопознания, которые служение Богу предпочитают служению миру и спасением своей души дорожат более, нежели временными благами и удобствами земной жизни (Еф. 5:8; 1 Сол. 5:5).

Мудрейши (догадливее) и пр. В чем же состоит эта догадливость или мудрость? В том, в чем показал ее неправедный приставник – в заботах о своей временной судьбе и в изобретении средств для устройства ее: тут они обыкновенно очень сметливо и искусно пользуются обстоятельствами. Сыны же света, если глубоко преданы своему высокому званию, не представляют такой мудрости в своих житейских делах, – ни таких забот, ни такой обдуманности, но действуют простовато. Многие из них и в отношении к своему небесному отечеству не представляют такой мудрости, – ни таких постоянных, неусыпных забот о будущей жизни, ни таких усилий ума и воли, ни такой предусмотрительности, изобретательности, разнообразия средств к достижению своей цели и т. п. По общему повреждению человеческой природы, и они бывают к худому более склонны, чем к доброму; к чувственному, очевидному и близкому более чувствительны, нежели к духовному, отдаленному и неизвестному (Розан.). «При человеческом приставничестве мы заботимся о том, чтобы иметь убежище, если лишимся должности, пишет еписк. Феофан; а в делах Божеских мы не оказываем попечения о том, как дадим отчет по оставлении настоящей жизни. Поэтому и называемся неразумными, что не размышляем о том, что полезно нам после этой жизни.»

«Слова: в роде своем приданы здесь, пишет Розанов, как бы для ограничения похвалы мудрости сынов века сего. Они мудрее сынов света, но не во всем вообще, а только в одном отношении, а именно в том, что весьма много и с величайшим терпением и искусством заботятся о своих житейских делах. В этом только отношении и неправедный приставник представляется в образец для верующих, а отнюдь не в том, чтобы мы, подобно ему, употребляли неправду для своих выгод». «Если приставник так тщательно заботился об обеспечении своей временной жизни, поучает блаж. Августин, то тем более мы должны заботиться о жизни вечной. И если он, будучи неправедным и исполненным хитрости, получил похвалу от господина своего, то гораздо большей похвалы удостоимся мы от Господа, когда, поступая праведным образом, никому не нанесем вреда, а многим принесем пользу.»

Вам говорю, – т. е. всем вообще слушателям и последователям Господа, но преимущественно мытарям, толкует еписк. Михаил, так как притча приспособлена преимущественно к ним, к их вразумлению и исправлению. Вот, как бы так говорит Господь, вы мытари можете воспользоваться примером неверного управителя. Имуществом хозяина он приобрел себе друзей, которые примут его под свой кров, когда он лишится места. И вы, если руководитесь в деле своем корыстными целями, если недобросовестно пользуетесь тем, что вверил вам Господь всего, рано или поздно должны будете дать отчет в своих злоупотреблениях, которые не могли быть неизвестны Ему всеведущему. Не следует ли и вам позаботиться о том, чтобы употребить свое богатство для пользы вашей души, для приобретения себе вечного крова? Вот вам для сего способ: употребляйте его в пользу ближних, – бедных и неимущих, и эти бедные приготовят для вас вечные обители, подобно тому, как для приставника друзья его приготовили у себя временный кров – приют.

Богатство Господь называет по-славянски мамоною неправды, а по-русски богатством неправедным. Что это значит? Мамона значит то же, что богатство. Мамона, это было сирийское божество, которое почитали, как бога – покровителя богатства (Мф. 6:24). «Богатство Господь называет неправедным, потому что 1) приобретается оно весьма часто неправедными, т. е. не совсем чистыми, безукоризненными путями, напр, обманом, несправедливым ростом и т. п. как напр, у мытарей и неверного приставника; 2) употребляется неправильно, не как должно, – не во славу Божию, не на пользу ближних и не для спасения души, а к неправде. т. е. ко греху, словом, не к добродетели; 3) оно неправедно, потому что служит поводом ко многим грехам; и 4) потому что суетно, непрочно, обманчиво, не то, что богатство истинное, духовное, т. е. богатство добродетелей, богатство вечное и нетленное (Мф. 6:19, 31). «Господь, конечно, не без причины, пишет святит. Филарет, вместо простого названия богатства, употребил слово «мамона», в котором с понятием богатства соединяется понятие идолослужения; а причину сего не иную можно предположить, как ту, что хотел означить не просто богатство, но богатство, с пристрастием собираемое, с пристрастием обладаемое, делающееся идолом сердца.» Сотворите себе други от мамоны неправды (приобретайте себе друзей богатством неправедным). Оскудеете (обнищаете), т. е. умрете. Сказано так в соответствие с обнищанием управителя при отставке его от должности. И человек, умирая, обыкновенно лишается возможности пользоваться земными благами. В вечные кровы (обители), т. е. в царство небесное, где обитают ангелы и святые (Ин. 14:2).

Кто же эти друзья, которые сами обитают и могут другим давать приют не в земных жилищах, а в вечных обителях на небесах, и каким образом мы можем сделать их своими друзьями? По общему мнению толкователей Свящ. писания, под именем друзей здесь разумеются те, которых Сам Господь удостоивает названия Своих меньших братъев (Мф. 25:40), т.е. бедные земными благами и богатые верою (Иак. 2:5). Им Господь дал как-бы в собственность свое царство (Мф. 5:2, 10), как бы в награду за их лишения и скорби. Уделяя им от избытков своего имущества на необходимые их житейские нужды и помогая им таким или другим способом, мы делаем их чрез это своими друзьями; а они, в вознаграждение за наше участие к ним, могут ввести нас с собою в уготованное для них вечное царство.

Но не все бедные – наследники царства небесного, не все они и сами войдут в него, да и те, которые войдут, не могут принимать в него других, сродников и друзей своих, по непосредственной своей силе и власти. Но они могут возносить за нас молитвы к Богу: Господь по Своей благости усвояет Себе Самому те благодеяния, которые оказываются меньшим Его братьям, и Он-то примет в вечные кровы тех, которые употребляют свое богатство на благотворение ближним. После этого, если в числе требующих помощи будут люди и недостойные царства небесного, которые не только не могут принять своих благодетелей в вечные кровы, но не будут и молиться за них, благодеяние от того не потеряет своего достоинства и не лишится заслуженной награды, потому что оно принимается Самим Богом.

И притом как узнать, кто может ходатайствовать за нас пред Богом и кто не может. Надобно помнить при этом, что дела благотворительности тогда только могут быть спасительными, когда они соединяются с другими добрыми делами, с верою, любовию и покаянием (Розан.). Тем менее можно ожидать спасительных плодов от милостыни в том случае, когда приносят ее от имущества, приобретенного неправдою, не думая о покаянии и исправлении; когда подражают неправедному приставнику не только в употреблении имущества, но и в способе приобретения его неправдою в том или другом роде.

По свидетельству блаж. Августина, в его время были такие, которые, неправильно понимая притчу о неправедном управителе и похищая чужое и из похищенного уделяя несколько бедным, думали, что они поступают по заповеди Господа. Они говорили, что выражение: сотворите себе други от мамоны значит именно: приобретать себе имущество неправдою и уделять из него нечто нуждающимся. Но такое мнение – как пишет и Августин – оскорбительно для святости и правосудия Божия. И по нашим понятиям нельзя одобрить того человека, который бы одною рукою подавал, а другою брал чужое. Господь не принимает и такого дара, который приносится Ему прежде примирения с ближним, когда тот имеет нечто на нас (Мф. 5:23-24); так можно ли думать, что Богу приятна будет жертва, приносимая от имущества, которое приобретено с явною обидою ближнему -неправдою, обманом, хищением, насилием, убийством и т. п., будет ли то милостыня меньшим Его братьям, или свеча, поставленная пред св. Его иконою, или другой какой-нибудь дар, принесенный пред Его алтарь? Грех неправды и хищения тогда только очищается, когда, по примеру Закхея, возвращают нажитое таким путем (церк. прав.). Если же нельзя возвратить похищенное по случаю смерти или неизвестности владельца, то с глубоким раскаянием нужно употреблять на дела богоугодные.

Св. Златоуст также поучает: «зачем ты оскорбляешь Владыку, принося Ему нечистое? Лучше презреть томимого гладом, нежели кормить такою пищею. То дело немилостивого и обидчика. Лучше ничего не давать, нежели давать чужое. Скажи мне, если бы ты увидел одного нагого, а другого в одежде и, раздевши последнего, одел первого, то не правда-ли, что ты поступил бы неправо? Если же отдавая и все взятое у другого, ты обижаешь только, а не милуешь, то тогда, когда из похищенного лишь малейшую часть даешь и называешь это милостынею, какого же заслуживаешь наказания? Если приносившие в жертву хромое (животное) подвергались суду, то ты, делая хуже, какое можешь ожидать прощение?

Митрополит Филарет так поучает притчею о неверном управителе: «Приставник должен был оставить управление и дать в нем отчет. Подобно и всякий человек с окончанием земной жизни, должен оставить то, чем распоряжался на земле, и дать в своих действиях отчет пред судом Божиим. Оставляемый приставник видит, что останется скудным и бездомным; подобно сему преставляемые от земной жизни, иные благовременно в смиренном самопознании открывают, а иные поздно усматривают, что они скудны подвигами и добродетелями, что не стяжали довольно веры и любви к Богу, не довольно укрепились в молитве, не совершили достаточных подвигов воздержания и самоотвержения, или страдания за истину, которые отверзли бы для них одну из обителей небесных. Что делать бедному приставнику? Что делать скудной душе? Приставник имеет надежду быть принятым в дом тех, которым он от избытка вверенного ему управления сделал одолжение. Душа, при недостатках совершенства, имеет надежду, что бедствующие и скорбящие, которым она от своего земного благосостояния подавала помощь и утешение, благодарною молитвою веры помогут и ей отворить дверь вечного крова, которою себе отверзают верностию в подвиге терпения.»

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде

Хозяин имения, услышав о таком поступке домоправителя, похвалил его, нашел, что тот поступил догадливо, или, лучше перевести, мудро, обдуманно и целесообразно (φρονίμως). Странной кажется эта похвала? Господину нанесен ущерб, и весьма значительный, а он все же хвалил неверного домоправителя, удивляясь его благоразумности. За что же тут хвалить? Надо бы, казалось, подать на него жалобу в суд, а не хвалить. Большинство толкователей поэтому настаивают на том, что господин, собственно, удивляется только ловкости домоправителя, нисколько не одобряя характера самого средства, какое тот нашел для своего спасения. Но такое решение вопроса неудовлетворительно, потому что отсюда выходит, что Христос далее учит Своих последователей тоже только ловкости или умению находить исход в трудных обстоятельствах жизни, подражая людям недостойным (неправедным). Поэтому более вероятным представляется объяснение, которое дает этой «похвале», а вместе и поступку домоправителя прот. Буткевич. Согласно его толкованию, домоправитель скинул со счетов должникам только то, что приходилось ему самому, так как он писал раньше в расписках и ту сумму, за которую сдавал землю арендаторам по согласию со своим господином, и ту, которую намеревался присвоить лично себе. Так как теперь у него уже не было возможности получить выговоренную им для себя сумму – он уходил со службы, – то он и переменил расписки, не нанеся этим решительно никакого ущерба своему хозяину, потому что тот свое все же должен был получить (Буткевич, с. 327). Только нельзя согласиться с Буткевичем в том, что теперь домоправитель «оказался честным и благородным» и что поэтому именно за отказ от возможности получить свою долю господин и похвалил его. Честностью и благородством нельзя назвать то, когда человек поневоле должен отказаться от получения дохода. Таким образом, действительно, хозяину, как человеку порядочному, не было побуждения настаивать на том, чтобы должники внесли в его пользу все, что выговорено было с них домоправителем: он считал их должными гораздо меньшую сумму. Обиды ему домоправитель не нанес – отчего же хозяину было и не похвалить его? На такое одобрение целесообразности поступка домоправителя и находится здесь указание.

«Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Обычное толкование этого изречения такое: мирские люди лучше умеют устраивать свои дела, чем христиане, достигая высоких, ими поставленных целей. Но с таким толкованием трудно согласиться, во-первых, потому, что едва ли в то время термин «сыны света» обозначал христиан: у евангелиста Иоанна, на которого ссылается епископ Михаил, примыкающий к общему числу толкователей этого места, если и употреблено однажды это выражение, то не для обозначения понятия «христиане» (ср. Ин.12:36). А во-вторых, чем же догадливее мирские люди, привязанные к миру, людей, преданных Христу? Разве последние не показали свою мудрость в том, что все оставили и пошли за Христом? Поэтому мы опять склоняемся к принятию в настоящем случае мнения прот. Буткевича (он, впрочем, повторяет мнения Браунга и Гольбе), согласно которому «сыны века сего» – это мытари, которые, по взгляду фарисеев, жили в духовной темноте,занятые исключительно мелкими земными интересами (сбором податей), а «сыны света» – это фарисеи, которые считали себя вполне просвещенными (ср. Рим.2:19) и которых Христос так называет, конечно, в ироническом смысле. К этому толкованию приходит и прибавленное Христом выражение: «в своем роде». Этим Он показывает, что подразумевает здесь не «сынов света» в собственном смысле этого слова, а «сынов света» в особенном, своем роде. Таким образом, смысл выражения будет такой: ибо мытари благоразумнее фарисеев (Буткевич, с. 329). Но при таком объяснении – этого нельзя скрыть – остается неясной связь последних слов рассматриваемого стиха с тем замечанием, что господин похвалил неверного домоправителя. Остается признать, что эта мысль второй половины 8-го стиха не стоит в связи со всем выражением первой половины, а объясняет только одно «догадливо» или «благоразумно». Господь кончил притчу словами: «и похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил». Теперь Он хочет сделать применение притчи к Своим ученикам и вот, смотря на приближавшихся к нему мытарей (см. Лк.15:1), Он как бы говорит: «Да, мудрость, благоразумие в искании себе спасения – великое дело, и Я должен теперь признать, что, к удивлению многих, такую мудрость обнаруживают мытари и не проявляют ее те, которые считали всегда себя самыми просвещенными людьми, т. е. фарисеи».

Толковая Библия.

Архиеп. Лоллий (Юрьевский)

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде

См. Толкование на Лк. 16:1

Архиеп. Аверкий (Таушев)

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде

См. Толкование на Лк. 16:1