Толкования на Лк. 23:40

Свт. Иоанн Златоуст

Отвещавъ же другий преща­ше ему, глаголя: ни ли ты бо­ишися Бога, яко въ томже осужденъ еси?

Видишь ли дерзновение разбойника? Видишь ли, как и на кресте он не забывает своего собственного ремесла, но самым исповеданием похищает царство? Ни ли ты боишися Бога, говорит он. Видишь ли дерзновение (его) на кресте? Видишь ли любомудрие, видишь ли благоговение? Он был при своем сознании, сохранил здравомыслие, хотя был прибит гвоздями и терпел невыносимые страдания от гвоздей; не достоин ли он удивления за такое благородное мужество? Я сказал бы, что он не только достоин удивления, но и по справедливости должен быть ублажаем, так как он не только не обращал внимания на свои страдания, но, оставив себя, заботился и о другом, старался избавить его от заблуждения и сделаться учителем на кресте. Ни ли ты, говорит, боишися Бога? Он как бы так говорит ему: не смотри на то судилище, которое здесь внизу, не суди по виду, не взирай только на происходящее; есть другой Судия — невидимый и неподкупное судилище, не могущее ошибаться. Итак, не смотри на то, что Он осужден внизу, вверху — не то. Здесь в нижнем судилище часто и невинные осуждаются, а виновные освобождаются, праведные приговариваются к наказаниям, а неправедные избегают их, потому что многие из людей частью добровольно, частью невольно извращают дела судимых, — или, не зная правды и обманываясь, или же зная, но будучи подкуплены деньгами, изменяют истине и осуждают невинных. Но там вверху нет ничего подобного, потому что Бог есть Судия праведный, и суд Его изыдет, как свет: не имеет тьмы, не имеет прикровенности, не допускает никакого искажения. Дабы (этот разбойник) не сказал: Он осужден здесь внизу, к чему же ты защищаешь Его? — возвел его к горнему судилищу, к страшному престолу, к неподкупному суду, к непогрешимому Судии, напомнил ему о страшном суде. Туда смотри, говорит, и ты не произнесешь осуждающего приговора, не станешь вместе с людьми, находящимися внизу, но подивишься и примешь вышний суд. Ни ли ты, говорит, боишися Бога? Видишь ли любомудрие разбойника, видишь ли благоразумие, видишь ли учение? Вдруг со креста он воспарил на небо. Посмотри, как он уже исполняет апостольский закон, не себя только имеет в виду, но делает все и употребляет все меры, чтобы и другого избавить от заблуждения и привести к истине, — сказав: ни ли ты боишися Бога, он присовокупил: яко в томже осужден еси. Посмотри на совершенное исповедание. Что значит: в томже осужден еси? На то же самое, говорит, наказание, так как и мы находимся на кресте. Посему, понося Его, ты, прежде Него, подвергаешь злословию себя самого. Как находящийся во грехах, осуждая другого, осуждает себя самого, прежде него, так и находящийся в несчастии, и поносящий несчастие другого, прежде него, поносит себя самого. В томже осужден еси, говорит он; читает ему апостольский закон, изрекающий евангельские слова: не судите, да не судими будите (Мф. 7:1).

О кресте и разбойнике.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же

См. Толкование на Лк. 23:39

Свт. Филарет (Дроздов)

Ст. 40-43 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Что до нас, христиане, то, желая созерцать Богочеловека во всём Его могуществе и славе, воззрим на Голгофу, в ту минуту, когда Он готов испустить последний вздох на кресте. Будем созерцать в Нём не воскрешающего мертвецов, не повелевающего ветрами и бурею, не прогоняющего бесов, ибо мы уже видели Его управляющим стихиями мира, жизнью и смертью; как подобает Владыке вселенной, не будем удивляться ни густой тьме, покрывшей землю, ни разверзающимся гробам, ни всеобщему колебанию природы; но приникнем (что, несомненно, умилит нас) к тому, что отвечает Распятый Богочеловек — спокойный среди поруганий и мучений, на молитву отъявленного злодея; как в вознаграждение его веры, Он преклоняет твердейшее камня его сердце, смягчает, применяет и делает достойным величайшего обетования: днесь со Мною будеши в Раю!…

Как возможно сие, о Иисусе? Херувимы с пламенным оружием стерегут врата райские, воспрещая вход в них; — а Ты разбойнику обещаешь отворити врата сии! Истинно так!

Я Господь Херувимов, и Моему гласу покорны ад и его пламя. Но какой же Царь, входящий в свою столицу, был сопровождаем, когда злодеем, или восседал ли когда подданный вместе с Царём на триумфальной колеснице? Но так, однакож действует наш великоименитый Царь. Вступая в Своё Царство, Он вводит туда с Собою человека прежде преступного, но теперь, сделавшегося таким, что его присутствие не может осквернить жилища святаго, — напротив, оно даже возвышает его славу; ибо слава Царства Небесного в том именно и состоит, что оно имеет Царя могущественного и благого, Который может и злодея сделать способным к участию в чистых наслаждениях райских. Так, когда, во время Своих благовествовательных путешествий, Он призывал к Своему Царскому дому мытарей и грешников, то сим самым и тогда ещё давал Он уразуметь, что Он может их переменить и освятить так, чтобы они сделались достойными высших почестей и наград: — подобно врачу, которого искусство в блистательнейшем свете является тогда, когда оно с успехом борется против болезней, признанных неисцелимыми.

Наконец, что же необыкновенного сделал сей разбойник, что удостоился особого попечения со стороны самого Спасителя, и так внезапно перешёл от крестной казни к райским утехам? Чтобы объяснить сию тайну, сие несравненное чудо милосердия, достаточно одно слово: смиренное исповедание! Разбойник признаёт себя виновным и достойным смерти, и вместе безбоязненно и громогласно вслух всем исповедует невинность и Божественность Верховного Царя, Которого ослепление народа осудило на казнь: «Мы осуждены праведно, ибо достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал». Сим-то исповеданием выполняются все требования закона, за исполнение которых обещается, по слову Пророка, прощение грехов: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43:26). Не один грех, но вся жизнь обвиняет этого великого исповедника; и только после искреннего исповедания своих преступлений, и непринужденного изложения своей веры в Иисуса Христа, он осмеливается обратиться к Нему с такими словами: «Помяни меня, Господи, когда придешь во царствие Твое». Научитесь из этого, какой плод исповедания; научитесь не отчаиваться в себе самих; помышляйте о бесконечном милосердии Бога нашего, и ускорите благотворное исправление ваших нравов.

Избранные места из Священной Истории

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение XLVIII. Почему Лука написал, что разбойник исповедал Господа на кресте, прочие же [евангелисты] – что вместе с другими он поносил Господа (Лк. 23:40; Мф. 27:44; Мк. 15:32)?

Разъяснение. Поначалу каждый [из разбойников] понося Господа, бранил Его, вероятно почитая иудеев и [думая, что] их уберут [за это] со креста. Поскольку же этого не произошло, благоразумный разбойник, услышав молитву Христа к Отцу как к равночестному [Ему], когда Христос сказал: «Отче, оставь им грех», познал истину и исповедал Его Господом и царство [Его]. Прочие же евангелисты, спеша описать другие события, опустили это.

Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.

«Собрание недоумений и разъяснений».

Блж. Феофилакт Болгарский

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же

См. Толкование на Лк. 23:39

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 40-41 Отвещав же другий прещаше ему, глаголя: ни ли ты боишися Бога, яко в томже осужден еси? и мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: Сей же ни единаго зла сотвори

Ни ты ли боишися (или ты не боишься) Бога и пр. Эти слова показывают, что разбойник, хотя был и преступник, но был человеком богобоязненным, религиозным, вполне сознавал свою собственную виновность и невинность Господа, хотя и вся толпа обвиняла Его. Мы осуждены справедливо (в правду)… Он ничего худого не сделал (ни единого зла сотвори). Этими словами разбойник выражал глубокое сознание своей виновности и справедливости казни для себя за свои преступления, и совершенной невинности Господа, когда вся толпа обвиняла и осуждала Его, как великого преступника. Таковое раскаяние показал этот разбойник!

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же

См. Толкование на Лк. 23:33