Толкования на Лк. 23:45

Блж. Феофилакт Болгарский

и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине

См. Толкование на Лк. 23:44

Прот. Иоанн Бухарев

и померче солнце, и завеса церковная раздрася посреде

Завеса церковная раздрася посреде (по средине), по Матфею на двое сверху до низу (Мф. 27:51). По сказанию других евангелистов, это, как и тьма, было не перед смертью, а при самой смерти; но эта разница не важная. Это – та завеса, которая отделяла самую святую часть храма, так называемое «Святое Святых». (Исх.26:33; 2 Цар. 3:14).

Святое Святых было образом неба, и закрытие завесою этой части храма означало, что путь на небо был возбранен людям со времени грехопадения прародителей; раздранием скрывавшей его завесы, со смертию Христовою означалось то, что страданиями и смертию Христовою уничтожена преграда между небом и землею, и открылся для всех вход на небо, и Первосвященник – Христос вошел туда первый, как предтеча. (Евр. 6:20, 10:19 и дал.)

Раздранию завесы дают еще и следующее значение: как иудеи имели обычай раздирать одежды в случае богохульства, так теперь и храм Божий, как бы скорбя о смерти Христа, воплотившегося Бога, разрывал одежду свою – завесу (Феофилакт).

Раздрание это также указывало на окончание ветхого завета и на близкое разрушение храма и уничтожение ветхозаветного служения; и на то еще, что смертию и воскресением Господа все, прежде неясное и загадочное, как тень грядущих благ, должно объясниться, исполнившись на Нем.

У еванг. Матфея еще сказано: земля потряслась, камни расселись, и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли, и вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27:51-53). Земля потряслась. Это землетрясение, как равно и солнечное затмение, были не обыкновенными, а чудесными. Они служили выражением гнева Божия за предание смерти возлюбленного Его Сына и, вместе, состраданием природы, которая, не терпя смерти распинаема своего Зиждителя и Господа (церк. песнь), изъявляла это свое сострадание к Распятому и негодование на распинателей.

Землетрясение также свидетельствовало, что после смерти Господа на земле в человечестве должно произойти великое потрясение и переворот, т. е. нравственное обновление людей, живущих на земле. «Землетрясение показывало, пишет толкователь Зигабен, что Распятый на кресте мог бы Своих противников погребсти и зарыть в земле; но не восхотел этого сделать по своей благодати».

Об этом землетрясении, как и о затмении солнца (Лк.23:44; Мф.27:45) записал римский историк и астроном того времени Флегон. Им записано, что в 4-й год 202 олимпиады (это – тогдашний счет времени, – по нашему, в тот год, в который Господь пострадал), произошло страшное и невиданное дотоле затмение солнца, и что мрак был так велик, что даже в полдень можно было видеть звезды на небе. Тогда же, продолжал он, случилось сильное трясение земли, разрушившее в Вифинии большую часть города Никеи (Архим. Никод. Сбор. Барс.).

Св. Кирилл Иерус., спустя 3 века после смерти Спасителя, в слух иерусалимских христиан говорил, что на скадах, окружающих Иерусалим, сохранились еще следы разрушения, совершившегося во время смерти Господа. (Там же). От потрясения земли, когда камни расселись, то гробы, которые обыкновенно делались в каменных горах в виде пещер, отверзлись, т. е. камни, которые закрывали, вход в эти пещеры, отпали, а иные и самые горы над пещерами расселись, и таким образом сделались открытыми погребальные пещеры. Распадение камней также свидетельствовало о сокрушении окаменелых сердец человеческих, изменение их свойств и расположений благодатию Христовою (Иез. 36:27 Архиманд. Никод.).

И многие тела усопших святых воскресли. Воскресли конечно те святые, которые жили верою в ожидавшегося Спасителя, и именно те из них, которые недавно умерли, и которых потому могли узнать оставшиеся в живых, жители Иерусалима; – полагают, что воскресли Иоанн Креститель, Симеон Богоприимец с Анною пророчицею, Захария с Елисаветою и т. п. Воскресли, потому что Господь Иисус Своею смертию попрал смерть и победил ад.

«Смерть Господа сокрушила твердыни адовы и пробудила почивавшие в сердце земли телеса святых, и они востали, разрешились от уз смерти, но всю полноту обновленной жизни восприяли не прежде, как по воскресении Господа, да будет Он, по словам Апостола, во всем первенствуя» (Кол. 1:18).

Воскрешение умерших Господом служило самым очевидным изображением Его силы и величия. Оно также служит залогом нашего будущего воскресения (Григ. Двоесл.). Сказано: воскресли тела усопших. «Откуда же взялись тела? Из истории ветхозаветной церкви мы не видим, чтобы в ней были какие-либо нетленные тела усопших святых, вопрошает святитель Иннокентий (Херс.) и отвечает: мне кажется это знаком, что в гробах усопших уже находятся таинственным образом начатки тех нетленных телес, в кои имеют облещися души в последний день, подобно как в продолжении зимы уже находятся в семенах, посеянных осенью, телеса будущих летних растений, так что если бы каким-либо чудом воссияло среди зимы летнее солнце, то они вышли бы из своих гробниц и явились взору всех.»

И вышедши из гробов, по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27:53). По воскресении Его, т. е. Иисуса Христа, следовательно, в час смерти Господа только отверзлись гробы, а праведники воскресли уже после того, как воскрес Он Сам, Начальник воскресения, победив смерть. Вошли во святый град, т. е. в Иерусалим. Иерусалим назван святым, потому что в нем был единственный в то время, в знамение единства Божия, храм истинного Бога. Явились для того, чтобы засвидетельствовать плоды смерти Христовой и Его воскресения; явились многим, чтобы, как пишет св. Златоуст, «действительность сия, т. е. воскресение умерших, не была сочтена за мечтание».

«Явились многим, но кому именно, евангелист не указывает, может быть потому, пишет святитель Иннокентий (Херсон.), что число удостоившихся явления было очень велико. Не видно, напр., чтобы восставшие святые являлись Апостолам. Но много ли бы для них значило сие явление, когда они несколько раз имели счастие видеть Самого воскресшего своего Учителя? А может быть удостоились сего видения некоторые из неверовавших дотоле в Господа, но имевших в душе расположенность к вере. И явление это, конечно, было самым сильным свидетельством воскресения Господа и Его божественного достоинства. Когда воскресший говорил кому-либо: я воскрес силою Иисуса, распятого и воскресшего, веруй в Него так же несомненно, как несомненно видишь теперь меня; то всем сомнениям надлежало исчезнуть, всем возражениям пасть самим собою».

«Что последовало с воскресшими праведниками, по окончании их явлений многим? вопрошает тот же святитель Иннокентий (Херс.) и отвечает так: в разрешении сего вопроса ни евангелист, ни церковная история не говорят ни слова. Но, несомненно, что воскресшие не остались на пребывание в Иерусалиме. Куда же они отошли? Ужели во гробы, из коих вышли? Это было бы несообразно с их воскресением. Если Лазарь, воскрешенный, умер паки, то должно помнить, что он воскрес с обыкновенным человеческим телом, а святые, воскрешенные смертию Господа, воскресли в теле обновленном, таком, каковы будут телеса всех по всеобщем воскресении, или близким к тому. С таким телом как опять разлучаться душе, и такому телу как и для чего входить паки во гроб? Посему-то свв. отцы издревле полагали, что воскресшие святые не умирали уже паки, а сопровождали невидимо Господа на небо при Его вознесении, составив вокруг Него начатки обновленного человечества, к которому потом присоединилась в свое время Матерь Божия».

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине

См. Толкование на Лк. 23:44